Елена Колесникова
Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС ДО
Семья и дошкольные организации - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Организованное взаимодействие дошкольной организации и родителей позволяет заметно поддержать становление личности ребёнка, повысить уровень культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.
1. Инновационная методическая работа в условиях введения ФГОС ДО
Публикация «Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
Инновационная образовательная деятельность - это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса) (А. А. Адамский).
Особенности инновационной методической работы - отбор содержания методической работы, обеспечивающего переход на ФГОС ДО; обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях введения ФГОС ДО и организация их экспертизы; подготовка педагогов к реализации деятельностного подхода к образованию детей дошкольного возраста.
Подготовка педагогов к реализации ФГОС ДО: ознакомление педагогов с нормативно - правовыми документами (Закон об образовании в Российской Федерации»); создание программно-методического обеспечения введения ФГОС ДО; управление инновационной деятельности педагогов по реализации документов Правительства РФ.
2. Особенности работы ДО с семьями воспитанников:
• Переход от взаимодействия к социальному партнерству.
• Организация и знакомство родителей с содержанием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
• Обучение педагогов новым продуктивным формам партнерства с родителями.
С введением ФГОС, перед педагогами встаёт вопрос об использовании инновационных форм взаимодействия ДО с семьёй согласно новым требованиям. Одна из задач стандарта: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители. Цель ДО: помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность родителей. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольной организации, новых (инновационных) форм взаимодействия с семьёй.
3. Инновационные формы взаимодействия педагога с семьей.
Преимущества и учёт новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:
• Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
• Учет индивидуальности ребенка.
• Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
• Реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
• Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
•
Инновационные формы и методы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС ДО в МБДОУ МО г. Краснодар «Центр-детский сад № 23»
-презентация образовательной деятельности ДОУ (заведующим, воспитателями, педагогом-психологом «Роль семьи при подготовке детей к школе методом кинезиологии», «Эмоциональное благополучие ребёнка», «Гимнастика мозга для развития способностей вашего ребёнка методом кинезиологии»);
-фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;
-информационные буклеты (педагога - психолога «Адаптация», «Правила конструктивного общения», «Готовность к школе», «Общение», «Здоровый образ жизни», «Как воспитать ребёнка успешным человеком», «Надо любить ребёнка».
-совместное проведение досугов с родителями (воспитателями весёлые старты «В гостях у сказки»; педагогом-психологом «Путешествие в страну знаний», КВН «Мамы в школу собирайтесь»);
-«День Портфолио» - оформление папки успехов и достижений своего ребёнка ежемесячно;
-тематические досуги («70 лет Победы», «Моя семья», «День матери», «Защитники Отечества», «Яблочный спас»);
-проект «Вспоминая годы войны» (презентация родителей о своих родственниках – героях ВОВ)
-совместное с родителями тематические развлечения в рамках социального партнёрства: мастер-класс «Реализация ОО художественно-эстетическое развитие» во взаимодействии с социальным партнёрам (с Краснодарским гуманитарно-технологическим колледжем); педагогическая мастерская «Формирование патриотизма через художественно-эстетическое развитие у детей старшего дошкольного возраста»;
-вовлечение в конкурсы (осенних поделок «Во саду, ли в огороде», «Вперёд к звёздам», «Космос», «Древо моей семьи», «Раскрась бабочку», «Ёлочка-красавица», «Пасхальное диво», «Вместе с мамочкой любимой», «Парад военной техники», кормушек для птиц, новогодних игрушек, «Зимние олимпийские игры в Сочи-21014», «Семейное древо»; чтецов; стенгазет «Освобождение Краснодара», «70 лет победы», «По местам боевой славы», «Малыши-крепыши»);
-оздоровительные праздники «Папа, мама, я – дружная семья»;
-семинары-практикумы (воспитателями «Подвижные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста», педагогом-психологом «Что нужно детям от взрослых», «Как вести себя родителям в период кризиса», «Семья на пороге школьной жизни»)
- совместные развлечения в рамках ООП «Безопасность» (воспитателями «Правила дорожного движения»);
- театрализованные представления для родителей с участием детей;
-лекторий (педагог-психолог «Подготовка будущих первоклассников»;
-родительский клуб «Дружная семейка» (педагог-психолог, школа для мам);
-тренинги (педагог-психолог «Добро пожаловать в группу»);
-тренинг детско - родительских отношений (педагог-психолог «Цветик-семицветик», «Учимся понимать друг друга;
-сайт ДОУ;
-индивидуальные консультации специалистов по запросу.
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.