Марина Сидорова
Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.
Актуальность:
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность.
Публикация «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
В настоящее время в жизни нашего общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, уважение к обычаям своего народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром.
В своей работе с детьми я стала уделять особое внимание данной проблеме.
Цель: Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств через народные подвижные игры.
Задачи поликультурного воспитания дошкольников :
• приобщать детей к культурному богатству народов через традиции и обычаи, народные подвижные игры;
• воспитывать у детей чувства патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам;
• развивать выносливость, быстроту реакции, ловкость, координацию движений;
• совершенствовать спортивные умения и навыки;
• приучать соблюдать правила народной игры;
• создавать радостное, бодрое настроение;
• укреплять здоровье детей;
Я, считаю, что физическая культура может внести свой вклад в решение этих задач, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире — как педагогический процесс воспитания личности.
Поликультурное воспитание должно проходить на фоне развития добрых чувств людей, коллективных отношений, гуманности, стремления бескорыстно сделать для других добро.
Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Я, считаю, что физическая культура может внести свой вклад в решение этих задач, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире — как педагогический процесс воспитания личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. Поэтому педагогически целесообразно решать проблему поликультурного воспитания и через физическую культуру, применяя различные формы и методы для воспитания детей.
Воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и прежде всего чувства любви к Родине всегда было и остается актуальным. Суть патриотического воспитания дошкольников сострит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена люблю к родной природе. Дому и семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что детство есть каждодневное открытие мира, поэтому оно должно стать для ребенка временем познания Человека и Отечества, их красоты и величия.
Л. С. Выготский утверждал, что в развитии ребёнка тесно сплетены естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления. Поэтому накопление детьми социального опыта жизни, усвоение принятых норм поведения и взаимоотношений, приобщение к культурным традициям может считаться базовым этапом воспитания любви к Родине.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки, открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В ней ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходиться добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Игра –это также своеобразная школа для ребенка. В подвижных народных играх удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи. В играх - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.
Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является еще и средством обучения и воспитания. Передовые представители педагогики К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Г. А. Виноградов и др. заботясь о просвещении, образовании и воспитании призывали повсеместно собирать и описывать развивающие игры, чтобы донести до потомков их национальный колорит обычаев, оригинальности самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, творческую выдумку, волю и стремление к победе. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.
Все педагоги нашего дошкольного учреждения через различные формы работы знакомят детей с народными играми, народным календарем, произведениями народно-прикладного искусства, фольклором, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку. Решение задач поликультурного воспитания происходит эффективнее, когда национальная культура естественно вплетается в жизнь группы детского сада, и осуществляется не только инструктором по физической культуре, а совместными усилиями всех педагогов и специалистов детского сада и родителей.
Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Это позволяет использовать их при организации различных видов двигательной деятельности детей. Народные игры можно классифицировать следующим образом:
• по видовому отражению национальной культуры ;
• по интенсивности использования движений (Малой, средней, высокой интенсивности. Например, «Совушка», «У дедушки Трифона», «У медведя во бору»);
• по типу двигательного действия (Бег, прыжки, броски и ловля мяча и другие) :
• по содержанию сложности и построению игры (простые, переходящие, командные);
• с учетом возрастных особенностей;
• по способу проведения (с водящим, без водящего);
• с предметами, сюжетные;
• по физическим качествам ;
• по отношению к структуре образовательной деятельности (для подготовительной, основной, заключительной части занятия);
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождающиеся неожиданными моментами, заманчивыми считалками, жеребьевками. Считалки, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствуют ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок.
Считалки (народные названия : счет, пересчет, говорушки, читки) – короткие рифмованные стихи с юмором.
Заяц бегал по болоту,
Он искал себе работу,
Он работу не нашёл,
Сам заплакал да пошёл.
Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду,
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты - води!
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи - тебе водить!
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только, как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде и мировоззрении. Эти игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы календарные народные игры сделать достоянием наших дней.
Русские народные игры, в которые принято было играть во время проведения обрядовых праздников:
1. Рождественский сочельник – игры «Два мороза», «Масло», «Орешек»;
2. Зимние святки - игры «Бабка», «Гуськи», «Слепой козел», «Прялица»;
3. Масленица – игры «Каравай», «Горелки», «Горшки», «Лапти», «Пирог»,
«Салки», «Водить козла»;
4. Благовещение - игры «Воробей», «Ворон», «Голуби», «Коршун»,
«Ласточки», «Огородник и воробей»;
5. Вербная неделя – игры «Верба-вербочка», «Захарка», «Мосток»;
6. Троица – игры «Венок», Водяной», «Горячее место»;
7. Пасха – игры «Солнышко-ведрышко», «Береза», Медом или сахаром»;
Практически каждая игра начинается с выбора водящего и чаще всего это происходит с помощью считалки. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку.
Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Это особенно важно для нашего региона, где с древнейших времен бок о бок живут русские и татары, чуваши и мордва в дружеском обращении, постоянно взаимодействуя друг с другом.
Необходимо широко использовать игры разных народов, такие например, как чувашские Журавушка (Тарналла, мордовские Раю-Раю, Круговой (Мечень кунсема); татарские Продаем горшки (Чулмак цены, Хлопушки (Абакле, Жмурки (Кузбайлад цены, Перехватчики (Куышу цены, Лисички и курочки (Тельки хам тавыклар, Скок-перескок (кучтем-куч); удмуртские «Догонялки» (Тябыкен шудон, «Серый зайка» (Пурысь кечпи) и др.
Народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли дор наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярны такие игры, как «Русская лапта», «Жмурки», «Городки», «Куриная слепота», «Горелки», «Уголки», «Гуси- лебеди», «Краски».
Значение народных игр велико, имея нравственную основу, они учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств, а также физических качеств.