Валентина Федорищева
Инновационная деятельность классного руководителя (краеведческий проект, музей)
▼ Скачать + Заказать документы
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРОЕКТ
ТЕМА: «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:
ФЕДОРИЩЕВА ВАЛЕНТИНА
НИКОЛАЕВНА
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
9 КЛАССА
МОУ «НИКОЛАЕВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА»
ПЕТРОПАВЛОВСКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Уровень реализации проекта
Публикация «Инновационная деятельность классного руководителя (краеведческий проект, музей)» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Экскурсии в краеведческий музей
- Темочки
Валентина Николаевна Федорищева по образованию учитель географии, 15 лет является классным руководителем.
Основным направлением своей работы считает патриотическое воспитание подрастающего поколения, воспитание патриотов своей родины, уважение к культуре других народов, воспитание деловых и здоровых людей.
С этой целью с 2004 – 2009 гг ею был разработан туристско-этнографический проект «Память сильнее времени», над реализацией которого она работает пятый год.
Валентиной Николаевной создан штаб «ОРЛЁНОК», который включает в себя 5 разных мини-клубов и центров, обеспечивающих всю работу по проекту.
Объем работы на каждый год планируется в соответствии с возрастными особенностями ребят. За время работы по данному проекту наблюдаются положительные результаты в деятельности классного коллектива.
Уменьшилось количество детей занятых в подготовительной группе здоровья, класс стал более сплоченным и организованным, развито чувство коллективизма и взаимопонимания.
Ребята многое узнали об истории своего села, района, края через посещение музеев, осуществляя поездки – экскурсии по родному краю.
На протяжении последних пяти лет классный коллектив, возглавляемый Валентиной Николаевной Федорищевой, является победителем смотра конкурса классных коллективов школы.
В ходе реализации работы по проекту Валентиной Николаевной и учащимися школы, членами краеведческого штаба «ОРЛЁНОК» создан школьный музей.
Предполагается дальнейшее развитие данного проекта в будущем, поскольку объектов для этнографического изучения в крае и туристических маршрутов достаточно.
Оглавление
Аннотация ….4.
Эпиграф…. 7
Актуальность темы…7
Цели….7
Задачи…. 7.
Механизм реализации проекта…. 8
Содержательная часть…. 9
Прогнозируемый результат…. 12.
Заключение….13.
Библиография….14
Сведения об авторе проекта…. 15.
Визуальный ряд…. 16.
Аннотация
Работа по теме «инновационная деятельность классного руководителя в системе воспитательной работы общеобразовательного учреждения» ведётся не первый год, достигнуты определённые результаты, накоплен опыт, на этой основе и создан туристско-этнографический проект «Память сильнее времени».
Эпиграфом к работе взяты слова Виктора Гюго:
«Величие народа не измеряется его численностью,
как величие человека не измеряется его ростом;
единственной мерой его умственное развитие
и его нравственный уровень».
Актуальность этой темы очевидна. В образовании и воспитании школьников, в развитии представлений о целостной картине мира упущено целое звено – система знаний о человеческом здоровье, месте человека в мире природы и взаимодействие его с окружающей средой.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит своими руками погубим наше государство, своё будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.
Без знания основ фольклора, истории родного края, района, села невозможно воспитать любовь к своей родине и уважение к культуре других народов.
Объединив эти направления, я предлагаю попытаться решить эту проблему, заполнить пробелы в воспитании и образовании школьников.
Цели проекта :
1. Активизировать духовную, культурно-историческую преемственность поколений, формировать активную жизненную позицию, проявление чувства благородства и сострадания.
2. Воспитывать нравственность школьников на традициях русской культуры, и культуры народов Алтайского края.
3. Обеспечить физическое и психологическое благополучие школьников.
Задачи:
1. Туристической направленности
- Оздоровление детей путём пеших походов.
- Развитие туристских навыков в походных условиях.
- Изучение способов выживания в условиях непогоды.
- Развитие быстроты принятия решений, физической ловкости и силы.
- Изучение экологических проблем края.
- Создание микроклиматов, а также сплочение всего детского коллектива путём совместного решения бытовых и исследовательских задач и преодоления возникающих препятствий.
2. Этнографической направленности
- Возрождение народных игр Алтайского края.
- Изучение истории края.
- Изучение одежды, жилья, основных занятий жителей окрестных сёл.
Механизм реализации проекта.
Срок реализации проекта рассчитан на 5 лет (с 5 по 9 классы).
Объём работы на каждый год планируется сообразно возрастным особенностям ребят, их физическому и умственному развитию.
1. Подготовительный период:
- обсуждение и утверждение плана работы
- определение контингента участников
- создание штаба по осуществлению руководства данным проектом
- подбор кадров
2. Основной период:
- организация экскурсии в краеведческий музей им. Бианки, г. Бийск
- организация экскурсии «По казачьим тропам», (Колывано - Кузнецкая оборонительная линия, Демидовские рудники)
- организация экскурсии на Колыванский камнерезный завод
- организация экскурсии в музей горного дела г. Змеиногорска
- организация экскурсии в музей с. Петропавловское
- пешие походы (1 и 3 дневные) по реке Ануй, озеро Дикалинское, п. Красные Орлы, п. Шелегино и др.
3. Заключительный период:
- оформление материалов этнографических экспедиций
- проведение тематических вечеров и народных праздников
- оформление видео и фотоматериалов
- проведение дней народной культуры
- создание музея
Структурные объединения проекта.
Штаб «ОРЛЁНОК», который включает в себя 5 разных клубов и центров, обеспечивающих всю работу по проекту.
Содержательная часть:
Состоит из 6 разделов.
1 раздел: Педагогический университет.
- доклад автора проекта Федорищевой В. Н. на тему: «Воспитание учащихся на традициях русской культуры – один из аспектов нравственного совершенствования»
2 раздел: Приобщение детей к нравственной культуре через воспитательные мероприятия.
Например: «Оформление народного календаря с памятными датами, рецептами, приметами» – ответственный - оформительский центр.
Праздник «Русские игры и игрушки» – ответственный клуб «Народные игры».
3 раздел: Этнографическое изучение края.
Создание отряда для участия в этнографических экспедициях по сёлам. -
ответственный «Этнографический центр»
Каждый участник получает анкету по сбору информационного материала.
( в анкету включены пункты: одежда, пища, свадебные обряды).
4 раздел: Формирование туристско-этнографических навыков.
Формирование туристско-этнографического отряда – ответственный «Клуб туристов».
Здесь же обозначены все виды деятельности отряда и туристические задачи.
5 раздел: Возрождение игр Алтайского края.
Создание отрядов – собирателей игр.
Оформление «Личной книжки юного этнографа».
6 раздел: Дни народной культуры.
(итог работы по проекту)
- игра «Звёздный час», посвященная народному творчеству: «Кладезь народной мудрости» - ответственный клуб «Народные игры».
- выставка фотографий, рисунков, материалов экспедиций и рисунков - ответственный «Оформительский центр».
- конференция «Мой край».
- в течение недели:
- оформление клубного листа в народном стиле
- открытие школьного музея
Прогнозируемые результаты.
Ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшения их физического и духовного состояния.
Предполагается также не только осуществление, но и развитие данного проекта в будущем, поскольку объектов для этнографического изучения в крае и туристических маршрутов достаточно.
Заключение.
Поскольку работа, которая легла в основу проекта ведётся не первый год, достигнуты определённые результаты.
Традициями стали встречи с ветеранами войны, тружениками тыла.
Не первый год проводятся уроки памяти, конкурсы патриотической песни.
Ребята осуществляют уход за памятником воинам - николаевцам погибшим в годы ВОВ. Запланировано открытие исторического памятника «Казачий камень» на территории села.
Традицией также стало проведение народных праздников (по православному календарю, «Под Рождественской звездой», «Гостья наша – дорогая Масленица».
Особо можно отметить «Татьянин день» - проводимый как день знаний, «Литературный огонёк» - вечер поэзии с участием местных поэтов, «День птиц» и др.
Побывали ребята в музее Петропавловского района – с. Петропавловское, музее горного дела – г. Змеиногорск. На Колыванском камнерезном заводе, в «музее леса» – с Колывань, в Колыванском музее камнерезного дела, в музее им. Бианки – г. Бийск.
Проект рассчитан на участие всех желающих ребят и из других классов, так как в основе всей воспитательной работы лежит коммунарская методика, предполагается коллективное творчество.
«Величие народа не измеряется его численностью,
как величие человека не измеряется его ростом,
единственной мерой служит его умственное развитие
и его нравственный уровень».
В. Гюго
Туристско-этнографический проект
«ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ»
Актуальность темы:
. В образовании и воспитании школьников, в развитии представлений о целостной картине мира упущено целое звено – система знаний о человеческом здоровье, месте человека в мире природы и взаимодействие его с окружающей средой.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит своими руками погубим наше государство, своё будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.
Без знания основ фольклора, истории родного края, района, села невозможно воспитать любовь к своей родине и уважение к культуре других народов.
Объединив эти направления, я предлагаю попытаться решить эту проблему, заполнить пробелы в воспитании и образовании школьников.
Цели проекта :
1. Активизировать духовную, культурно-историческую преемственность поколений, формировать активную жизненную позицию, проявление чувства благородства и сострадания.
2. Воспитывать нравственность школьников на традициях русской культуры, и культуры народов Алтайского края.
3. Обеспечить физическое и психологическое благополучие школьников.
Задачи:
1. Туристической направленности
- Оздоровление детей путём пеших походов.
- Развитие туристских навыков в походных условиях.
- Изучение способов выживания в условиях непогоды.
- Развитие быстроты принятия решений, физической ловкости и силы.
- Изучение экологических проблем края.
- Создание микроклиматов, а также сплочение всего детского коллектива путём совместного решения бытовых и исследовательских задач и преодоления возникающих препятствий.
2. Этнографической направленности
- Возрождение народных игр Алтайского края.
- Изучение истории края.
- Изучение одежды, жилья, основных занятий жителей окрестных сёл.
Механизм реализации проекта.
Срок реализации проекта рассчитан на 5 лет (с 5 по 9 классы).
Объём работы на каждый год планируется сообразно возрастным особенностям ребят, их физическому и умственному развитию.
3. Подготовительный период:
- обсуждение и утверждение плана работы
- определение контингента участников
- создание штаба по осуществлению руководства данным проектом
- подбор кадров
4. Основной период:
- организация экскурсии в краеведческий музей им. Бианки, г. Бийск
- организация экскурсии «По казачьим тропам», (Колывано - Кузнецкая оборонительная линия, Демидовские рудники)
- организация экскурсии на Колыванский камнерезный завод
- организация экскурсии в музей горного дела г. Змеиногорска
- организация экскурсии в музей с. Петропавловское
- пешие походы (1 и 3 дневные) по реке Ануй, озеро Дикалинское, п. Красные Орлы, п. Шелегино и др.
3. Заключительный период:
- оформление материалов этнографических экспедиций
- проведение тематических вечеров и народных праздников
- оформление видео и фотоматериалов
- проведение дней народной культуры
- создание музея
Структурные объединения
ШТАБ «ОРЛЁНОК»
Оформительский центр Клуб «Народные игры» Этнографический центр «Клуб туристов» «Зелёный патруль»
Содержательная часть
№ п/п мероприятие ответственные
Раздел 1. Педагогический университет
1. Доклад «Воспитание учащихся на традициях русской культуры - один из аспектов нравственного совершенствования» Федорищева В. Н.
Раздел 2. Приобщение детей к нравственной культуре через воспитательные мероприятия.
На основе традиционной культуры:
1. Оформление народного календаря с памятными датами, рецептами, приметами. Оформительский центр
2. Тематические недели: «Масленичная», «Святочная», «Пасхальная». Клуб «Всезнайка»
3. Праздник старинных инструментов; балалайка, гитара, гармонь. Клуб «Всезнайка»
4. Беседа о милосердии. Клуб «Всезнайка»
5. Создание школьного музея. Этнографический
центр
6 Конкурс стихов и спектаклей «Его Величество - Слово» Клуб «Всезнайка»
7 Классный час «Высокая душа России» Клуб «Всезнайка»
8 Классный час «Берегите Землю» Экологический центр
9. Праздник «Русские игры и игрушки» Клуб «Народные игры»
На основе классической культуры.
1 Праздник «Мир музыки» Клуб «Всезнайка»
2 Беседа «Русская живопись» Клуб «Всезнайка»
3. Конкурс фотографии «Я вижу мир» Центр фото и видео материалов
Раздел 3. Этнографическое изучение края.
1 Создание отрядов для участия в этнографических экспедициях по сёлам. Этнографический центр
2. Создание этнографического уголка. Оформительский центр
3. Анкета по сбору информационного материала: Этнографический центр
- общие сведения о селении
- краткая географическая, экономическая и социальная характеристики
- история селения по рассказам местных жителей
- типы жилых домов и их интерьер
Одежда:
- составные части девичьего, женского, детского, мужского костюмов;
- обувь, головные уборы;
- костюмы невесты, жениха;
- местное название предметов одежды;
- манеры ношения той или иной одежды;
- материал, использовавшийся для изготовления одежды,
украшений;
- орнаментация предметов одежды, головных уборов,
обуви, цветовая гамма и мотивы орнамента;
Пища:
- время принятия пищи;
- примерное меню, последовательность подачи блюд;
- правила поведения за столом;
- столовая утварь;
- приготовление пищи;
- обрядовая пища;
Свадебные обряды:
- знакомство;
- посиделки как место встречи молодежи, кто их организовывал, кому разрешалось ходить;
- возможность свободного выбора;
- состав участников свадьбы;
- роль родителей;
- описание свадебных обрядов;
Раздел 4. формирование туристско-этнографических навыков:
1. Формирование туристско-этнографического отряда. Клуб туристов
2. Конкурс на лучший девиз, эмблему. Оформительский центр
3. Виды деятельности :
- изучение дореволюционного прошлого края, района, села;
- народное творчество;
- развитие промышленности;
- экологические проблемы;
- экскурсии на природу;
- викторины «Знаешь ли ты свой край»
4. Туристические путешествия: Туристический клуб
- теоретическая и практическая подготовка;
- разработка походов (однодневного, многодневного)
- проверка снаряжения;
- распределение обязанностей среди участников похода;
- оформление материала похода, выпуск фотогазеты;
Раздел 5. Возрождение игр народов Алтайского края:
1 Создание отрядов- собирателей игр;
2 Оформление личной книжки собирателя «Личная книжка юного этнографа»
- фамилия, имя;
- место сбора;
- народность;
- план записи игры.
3 Классификация игр по их роли в развитии человека:
- игры физического развития;
- познавательные игры;
- художественные игры;
- предметно-трудовые игры;
- игры отношений;
- игры самоопределения и самоутверждения личности;
4 Ведение общего этнографического дневника.
Раздел 6. Дни народной культуры (итог работы по проекту)
1 Игра «Звёздный час», посвященная народному творчеству: «Кладезь народной мудрости» Клуб «Народные игры»
2 Выставка фотографий, рисунков, материалов экспедиций и экскурсий. Оформительский центр
3 Фольклорный праздник (по народным играм) «Свои забавы» Клуб «Этнограф»
4 Конференция «Мой край»
(по итогам турпоходов и экспедиций) Клуб «Всезнайка»
5. Что? Где? Когда? «Моя малая Родина» Клуб «Всезнайка»
6. В течение недели:
- конкурс на лучшее оформление отрядного листа в
народном стиле;
народном стиле;
- конкурс на лучшую газету;
- викторина.
- открытие школьного краеведческого музея
Прогнозируемые результаты.
Ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшения их физического и духовного состояния.
Предполагается также не только осуществление, но и развитие данного проекта в будущем, поскольку объектов для этнографического изучения в крае и туристических маршрутов достаточно.
Заключение.
Поскольку работа, которая легла в основу проекта ведётся не первый год, достигнуты определённые результаты.
Традициями стали встречи с ветеранами войны, тружениками тыла.
Не первый год проводятся уроки памяти, конкурсы патриотической песни.
Ребята осуществляют уход за памятником воинам - николаевцам погибшим в годы ВОВ. Запланировано открытие исторического памятника «Казачий камень» на территории села.
Традицией также стало проведение народных праздников (по православному календарю, «Под Рождественской звездой», «Гостья наша – дорогая Масленица».
Особо можно отметить «Татьянин день» - проводимый как день знаний, «Литературный огонёк» - вечер поэзии с участием местных поэтов, «День птиц» и др.
Побывали ребята в музее Петропавловского района (с. Петропавловское, музее горного дела (г. Змеиногорск, на Колыванском камнерезном заводе, в «музее леса» (с Колывань, в Колыванском музее камнерезного дела, в музее им. Бианки
(г. Бийск).
Проект рассчитан на участие всех желающих ребят и из других классов, так как в основе всей воспитательной работы лежит коммунарская методика, предполагается коллективное творчество.
Библиография
1. «Воспитание школьников» журнал №6 за 1999г. стр. 56-59.
2. Зайцева И. А., Догатова Н. А. «Классные часы 7-8 класс».(Викторины, беседы, конкурсы, игры.) Изд. «Учитель» Волгоград 2006. стр. 73-88.
3. Криволап Н. С. «Свободное время школьника». ИООО «Красико-Принт». Минск 2005. стр. 23-57.
4. Пашкович И. А. «Патриотическое воспитание». Изд. «Учитель» Волгоград 2006. стр. 19-22.
5. Е. В. Усатова, Н. И. Ерёменко и др. «Гражданско-патриотическое воспитание». Изд. «Учитель» Волгоград 2006. стр. 15-16.
Сведения об авторе проекта.
Федорищева Валентина Николаевна -
учитель географии, классный руководитель 9 класса в МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа».
Образование высшее.
Закончила Горно-Алтайский государственный педагогический институт,
Естественно-географический факультет, по специальности география.
В МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа» работаю с 1990 года. Стаж работы 19 лет. Классное руководство веду 15 лет.
Курсы повышения квалификации проходила в Бийском филиале АКИПКРО: В 2001 году по теме «Актуальные проблемы биологического и географического образования в современной школе». В объеме 96 ч.
В 2006 году по теме «Актуальные проблемы теории и практики естественнонаучного образования в условиях модернизации». В объёме 96 ч.
В 2008 году – краткосрочное обучение по программе дополнительного образования «Оператор электронно-вычислительных машин». В объеме 72 часа. На базе БиТЭК.