МААМ-картинки

Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании

Лена Рафалович
Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы

Материал отражает состояние, проблемы и перспективы развития инновационной педагогической деятельности в современном дошкольном образовании. Рассмотрены приоритетные направления деятельности дошкольных групп в учреждении образования.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационные технологии, анализ

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к работе дошкольных групп. Необходимо работать в условиях трансформации образовательной и информационной среды, гибкого вариативного режима работы, поиска новых педагогических приемов работы. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению образования перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании и распространении новшеств (новых метода, методики, технологии, программы).

Публикация «Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании» размещена в разделах

Исследование нововведений в области дошкольного образования представлены в работах Н. Н. Кошеля, А. В. Хуторского, Т. М. Коростелёвой, Л. С. Ходонович, В. Т. Кудрявцева, Н. Михайленко, Н. Коротковой и др.

Как отмечает белорусский учёный Н. Н. Кошель, сегодня происходит пересмотр понимания перспектив человека. Высокий уровень динамики научно-технических и социально-экономических процессов требует рассматривать инновационную деятельность как образ жизни современного общества [3, с. 11].

Учёный А. В. Хуторской считает необходимым различать такие понятия, как новшество и нововведение. Под педагогическим новшеством автор понимает некую идею, метод, средство, технологию или систему, а нововведение, по его определению, – это процесс внедрения и освоения этого новшества. При этом он подчёркивает единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств [9].

Источником инноваций, по признанию учёных, является проблема, решить которую инновационно – значит изменить систему, привести её в соответствие с желаемой моделью. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы. Общая цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования [1, с. 38]. Сегодня инновационную деятельность следует рассматривать как одно из приоритетных направлений развития дошкольного образования. Инновационное дошкольное образование можно определить как процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам образовательных услуг и технологий путём практического использования нововведений.

Белорусский исследователь проблем дошкольного воспитания Т. М. Коростелёва акцентировала внимание на необходимости коренным образом менять взгляд общественности на отношение к детям, на их воспитание, которое не сводится только к кормлению, обеспечению игрушками и т. д. [2].

Н. Михайленко и Н. Короткова изложили свой взгляд на основные направления осуществления гуманизации и повышения эффективности педагогического процесса в детском саду:

• изменение формы общения с детьми – от авторитарного воздействия к общению на установление доверительных, партнёрских отношений;

• обновление формы и содержания обучающих занятий – от фронтальных к работе с небольшими подгруппами;

• насыщение жизни детей искусством, ориентирующим на общечеловеческие нравственные ценности;

• преобразование предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате в целях обеспечения свободной самостоятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями [5,с. 19].

Предлагая перечисленные направления гуманизации, специалисты, по их собственным словам, пытались дать некоторую опору для действий воспитателей в период перехода от жёстко нормированной работы к вариативности и творчеству [5,с. 27]. Изменения по указанным направлениям осуществимы были уже в рамках работы по действующей в то время «Программе воспитания и обучения в детском саду».

В 1995г. инновационное движение в Беларуси ознаменовалось созданием такой глобальной, стратегической инновации, как национальная программа дошкольного образования нового поколения «Пралеска» (под руководством Е. А. Панько и А. И. Васильевой, которая была направлена на «охрану детства» (Л. С. Выготский, обеспечение условий для саморазвития, творчества детей, проявления уникальности каждого воспитанника с опорой на национальную и общественную культуру.

С 2011г. в республике действует Учебная программа дошкольного образования, реализация содержания которой обеспечивает разностороннее развитие и саморазвитие личности ребенка, формирование у него нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.

Однако как показало исследование В. Т. Кудрявцева, ни одна базисная образовательная программа не может полностью удовлетворить нужд конкретного вида учреждения дошкольного образования. В. Т. Кудрявцев не только проанализировал опыт, проблемы инновационного дошкольного образования, но и наметил стратегию его развития, которую сам же апробировал экспериментальным путём. Плоды своих размышлений учёный представил в цикле статей [4]. Кудрявцев считает образование инновационным, если его можно назвать развивающим.

В последние годы рядом белорусских учёных были созданы инновационные педагогические технологии (О. Н. Анцыпирович, Л. Д. Глазырина, Д. Н. Дубинина, И. В. Житко, А. А. Петрикевич, В. А. Силивон, Н. С. Старжинская, Е. А. Стреха, Л. С. Ходонович, В. Н. Шебеко и др.) [7]. Данные технологии направлены на формирование у детей позитивной национально-культурной идентификации, предполагающей осознание себя как частицы определённой нации, понимания самоценности каждого народа, его языка и культуры, воспитания толерантности. В качестве обобщённой базовой модели технологий выступает личностно-ориентированная модель образования. В каждой из технологий чётко прослеживается опора на культуротворческую функцию детства как механизм освоения культуры. В качестве основных педагогических средств технологий среди прочих выделяются образцы литературного, музыкального фальклора, народные игры, национальные игрушки. Такая позиция обеспечивает ребёнку дошкольного возраста «врастание» в национальную культуру, её сопереживание, осмысление и понимание [8, с. 29].

В настоящее время созданы новые типы, виды и профили дошкольных образовательных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Общая цель инновационной деятельности в дошкольном образовании –улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.

Предварительный проблемный анализ организации воспитания и образования детей в нашем учреждении образования, анкетирование родителей и педагогов, а так же изучение опыта по внедрению инноваций в дошкольные учреждения разных видов и типов помогли нам определить направления, характер, масштаб и проблематику наших нововведений.

Наше учреждение образования комбинированного вида, дошкольное образование обеспечивается на уровне освоения содержания образовательной программы дошкольного образования и образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, что предполагает организацию коррекционной работы. Воспитательно–образовательный процесс построен таким образом, чтобы компенсировать речевые недостатки детей, полностью устранить их к моменту обучения ребёнка на первой ступени общего среднего образования.

Приоритетными направлениями для развития инновационной деятельности наших дошкольных групп были определены:

• Организация новых форм дошкольного образования: сезонной игровой площадки, группы кратковременного пребывания.

• Участие в реализации республиканского экспериментального проекта «Апробация модели формирования национально-культурной идентичности у учащихся в рамках деятельности учреждения образования как социокультурного центра»

В рамках данного проекта на протяжении 2015/2016 учебного года я работала над формированием национально-культурной идентичности у воспитанников в рамках деятельности образовательной услуги сверх базового компонента «Детское ручное ткачество».

• Организация проектной деятельности, способствующей поиску самостоятельных решений, формированию творческой личности.

Уже несколько лет в своей деятельности я использую метод проектов. За это время разработаны и реализованы ряд проектов, как долгосрочных, так и короткосрочных: «Я – маленькі грамадзянін Рэспублікі Беларусь», «Люби и знай родной свой край», «Хлеб – всему голова» и другие. Опыт работы по проектной деятельности неоднократно представлялся перед педагогами района. Одна из работ – «Баба Яга: добро или зло?» – опубликована на сайте MAAM.RU - площадке успешности педагога.

• Использование технологии развития связной речи

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи, что и предусматривает данная технология.

• Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Используются мультимедийные дидактические пособия для развития детей дошкольного возраста в организованной деятельности под руководством педагога, создаются интерактивные презентации, создана собственная страничка на сайте MAAM.RU, где я планирую в дальнейшем размещать консультации для родителей, творческие отчеты, открытые мероприятия и т. д.

• Использование метода «музейной» педагогики с целью активизации познавательного интереса воспитанников.

Музей учреждения образования дает возможность включить детей в познавательную деятельность, помогает развивать их творческую активность, приобщает их к культурному наследию. Часто в образовательном процессе используется метод «музей в чемодане». Отобранные предметы и материалы помещаются в чемодан. К ним можно прикоснуться, потрогать. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своего народа.

• Использование в физкультурно-оздоровительной работе игровых «часов», «часов двигательной активности».

Один раз в неделю во второй половине дня во всех дошкольных группах проводятся «часы» двигательной активности (в старшей группе, игровые «часы» (в средней группе). Эти занятия пользуются у детей большим интересом, воспитывают любовь к двигательной активности.

В перспективе:

1. Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в образовательной и коррекционно-образовательной работе дошкольных групп.

2. Выстраивание более тесного сотрудничества с родителями (законными представителям) воспитанников и социальными партнерами.

3. Внедрить технологию портфолио дошкольника с целью сопровождения дошкольников по ндивидуальным образовательным маршрутам, базирующихся на личностно-ориентированном подходе к каждому воспитаннику. Это позволит и родители воспитанников, и педагогическим работникам стать активными участниками образовательного процесса.

4. Введение режима самоконтроля, самооценки и профессиональный контроль специалистов за конечными результатами (педагог-психолог наблюдает за психическим развитием детей; старший воспитатель, инструкторы по ФК, врач, медицинская сестра – за здоровьем детей и их физическим развитием; учителя-дефектологи – за результатами коррекционной работы и т. д.).

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Однако не всё новое прогрессивно. Прогрессивно только то, что эффективно, вне зависимости от того, когда возникло. Новое считается более эффективным, чем старое, если его применение позволяет получить более высокие результаты оптимальным путём.

Успешная организация и реализация инновационного процесса зависит от педагогического коллектива, от осознания ими инновационной идеи, так как в условиях инновационного режима идёт активный процесс личностного самоопределения педагога, происходят изменения в характере взаимоотношений между сотрудниками дошкольного учреждения.

Этот процесс достаточно длительный и сам по себе он не может произойти. Необходима целенаправленная работа:

• теоретическая и практическая подготовка педагогов к инновационной деятельности;

• методическая помощь в разработке инновационных и экспериментальных проектов;

• информационно-аналитическая деятельность о состоянии инновационной деятельности в системе дошкольного образования региона;

• издательская деятельность, которая поможет реализовать потребность педагогов в информированности по вопросам инновационной деятельности;

• выявление, изучение, обобщение, распространение ППО инновационной деятельности.

Литература:

1. Беляев, В. И. Избранное. Сб. науч. трудов [текст]/В. И. Беляев. – М. : Ваш полиграфический партнёр, 2010. – 430 с.

2. Карасцелёва, Т. М. Ад апладысментаў устрымаемся / Т. М. Карасцелёва // Пралеска. – 1991. - №5. – С. 3.

3. Кошель, Н. Н. От инноваций в образовании к образованию в интересах устойчивого развития / Н. Н. Кошель // Кіраваннеў адукацыі. – 2009. №1. – С. 10-16.

4. Кудрявцев, В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития / В. Т. Кудрявцев // Дошкольное образование. – 1997. - №№ 7,10,12; 1998. - №№ 5,10, 11,12.

5. Михайленко, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. – 1992. -№ 5-6. – С. 17-27.

6. Слободчиков, В. Детский сад вчера, сегодня, завтра / В. Слободчиков // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 8. – С. 88-94.

7. Современные технологии дошкольного образования: пособие / Н. С. Старжинская, О. Н. Анцыпирович, Д. Н. Дубинина [и др. ]. – Минск: БГПУ, 2012. – 180с.

8. Ходонович, Л. С. Инновации в дошкольном образовании Беларуси: сравнительно-педагогический анализ / Л. С. Ходонович // Кіраванне ў адукацыі. – 2004. - № 5.- С. 28-38.

9. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика – рычаг образования // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 10 сентября.

Публикации по теме:

ФГОС в дошкольном образовании. Совместная деятельность по лепке из глины «Уточка»  (вторая младшая группа) .

Характеристика Монтессори-педагогики в дошкольном образовании М. Монтессори создала свой метод обучения и воспитания, в котором отражаются гуманистические идеи прогрессивных психолого-педагогических.

Информационные технологии и их роль в дошкольном образовании Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем образования. Федеральный государственный.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания.

Мультимедийные видеоролики как средство выполнения образовательной программы в современном дошкольном образовании «Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин. Руководитель международной.

Неделя театра в дошкольном образовании. ФотоотчетНеделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

Обзор современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном образовании здоровьесберегающие технологии – это технологии, которые направлены на сохранение, обогащение.

Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. Неоспоримо, что основная задача Дошкольного образования - подготовить.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании (ФГОС) Современные педагогические технологии в дошкольном образовании (ФГОС) В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии:.

Статья «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология» В настоящее время традиционное образование заменяется продуктивным обучением, нацеленным не только на развитие креативных способностей дошкольников,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании
Опубликовано: 7 октября 2016 в 18:39
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании» (включая файлы) размещена пользователем Лена Рафалович в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД