Тамара Мовчан
Игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста.
Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка.
Что такое сенсорное воспитание?
Публикация «Игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Это возможность помочь ребенку получить первые представления о различных материалах и их основных свойствах, совершать открытия новых свойств материалов, т. е. экспериментировать, различать основные цвета спектра, геометрические формы, величину предметов.
Сенсорное воспитание развивает у детей мелкую моторику пальцев, разнообразные движения руки при выполнении разных манипуляций с предметами.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Основные задачи сенсорного воспитания от рождения до 4 лет.
1-й год жизни: обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
2-3 год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
4 год жизни: У детей формируют сенсорные эталоны : устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Некоторые развивающие задания. Используя их, вы можете сами придумать новые игры и задания.
Просьба не забывать, что каждый ребенок своеобразен, не похож на других, нужно к каждому суметь найти подход, в зависимости от интересов и склонности ребенка, ни в коем случае не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему неинтересно.
1. Восприятие цвета.
Задание №1. Выбор по образцу.
Материал: 2 набора по 6 карточек разного цвета (красного, оранжевого, желтого, зеленого, фиолетового, синего)
Инструкция
Сейчас поиграем в цвета. Я даю тебе два бумажных листика разного цвета. У куклы тоже есть такие же листики. Она покажет тебе одну из них и попросит, чтобы ты дал ей точно такую же, такого же цвета
(Перед ребенком кладется 2 карточки, затем даются образцы ребенок «угадывает», где же такая карточка.) Работа со всеми 6 цветами в разных сочетаниях; расположение карточек меняется.
Не хвалите ребенка за верный ответ и не порицайте за неверный. Будьте бесстрастны.
- Посмотри, какого цвета бумажный листик, нужен кукле?
- Где у тебя листик такого же цвета? Дай его кукле (и так все цвета).
Простейшие действия с учетом цвета.
Материал: 2 кубика одной величины, но разного цвета (красный и зеленый); такие же кубики у ребенка.
Инструкция
Строим башню, чтобы ребенок не видел.
- Ты догадался, как я строил башню? Построишь как у меня? Повторить несколько раз меняя расположение кубиков. Если ребенок кладет свои кубики, как по образцу, проверка окончена. Если путает, меняет цвета, покажите, как надо строить правильно.
Проверка понимания и употребления слов – названий цветов.
Материал: те же 6 карточек, что и в «Выборе по образцу»
Инструкция
Все карточки раскладываются перед ребенком в хаотичном порядке. Взрослый просит подать карточку того или иного цвета. Затем показывает карточку и просит назвать цвет.
2. Восприятие формы.
Аналогично проводится проверка восприятия формы.
Материал: 5 пар разных геометрических фигур одинакового цвета (круг, овал, равносторонний треугольник, квадрат, прямоугольник).
Задание 1. Выбор по образцу.
Фигуры, как и карточки, даются по две, а потом используются поочередно в качестве образца.
Задание 2. Простейшие действия с учетом формы.
Строится башня из кубика и кирпичика одного и того же цвета.
Задание 3. Проверка понимания и употребления слов – названий формы.
Ребенок по очереди выбирает и называет фигуры, которые называет взрослый.
Оценка результатов.
Хорошо, норма - если ребенок правильно выбирает, по образцу круг, квадрат, треугольник (может путать квадрат с прямоугольником);
строит башню по прямому показу; выбирает по названию фигуры; использует предметные названия форм - «домик», «крыша» и т. д.
3. Восприятие величины.
Задание 1. Выбор по образцу.
Предоставляется выбор по образцу из двух картонных кружков одинакового цвета, но различающихся существенно по величине.
Задание 2. Простейшие действия с учетом величины.
Башня строится из двух кирпичиков разной величины.
Задание 3. Проверка понимания и употребления слов – названий величины.
Понимание и употребление слов «большой» и «маленький»
Сообразительность
Материал: Из картона склеенная плотная трубка.
На глазах детей протолкните в трубку (палочкой) до середины, привлекательный предмет – конфету. Предложите достать конфетку/предмет.
Догадается ли ребенок также, палочкой, вытолкнуть конфету или попытается разорвать трубку?
Понимание словесных указаний.
Взрослый дает любое распоряжение, выключающее 2-3 последующих действия и просит выполнить.
«Возьми чайную ложку, которая лежит на столе и принеси ее».
Составление целого из частей
Материал: разрезные кубики, кубики с изображением животного или автомашины, разрезанные по вертикали пополам.
Заключительная часть.
Все дети разные. И даже органы чувств, которые вроде бы одинаковы у всех, они используют по- разному. Один ребенок, попадая первый раз в гости, с удовольствием рассматривает рисунок на обоях. Другой с интересом прислушивается к звукам, третий торопиться взять мягкую игрушку в руки. Для первого главной оказывается зрительная информация, для второго важно то, что он слышит, для третьего – то, что он чувствует.
Эти особенности влияют на поведение вашего ребенка и даже на восприятие учебного материала.