Лучший педагог года

Игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста

Тамара Мовчан
Игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста

Игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста.

Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка.

Что такое сенсорное воспитание?

Публикация «Игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Это возможность помочь ребенку получить первые представления о различных материалах и их основных свойствах, совершать открытия новых свойств материалов, т. е. экспериментировать, различать основные цвета спектра, геометрические формы, величину предметов.

Сенсорное воспитание развивает у детей мелкую моторику пальцев, разнообразные движения руки при выполнении разных манипуляций с предметами.

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Основные задачи сенсорного воспитания от рождения до 4 лет.

1-й год жизни: обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

2-3 год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

4 год жизни: У детей формируют сенсорные эталоны : устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Некоторые развивающие задания. Используя их, вы можете сами придумать новые игры и задания.

Просьба не забывать, что каждый ребенок своеобразен, не похож на других, нужно к каждому суметь найти подход, в зависимости от интересов и склонности ребенка, ни в коем случае не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему неинтересно.

1. Восприятие цвета.

Задание №1. Выбор по образцу.

Материал: 2 набора по 6 карточек разного цвета (красного, оранжевого, желтого, зеленого, фиолетового, синего)

Инструкция

Сейчас поиграем в цвета. Я даю тебе два бумажных листика разного цвета. У куклы тоже есть такие же листики. Она покажет тебе одну из них и попросит, чтобы ты дал ей точно такую же, такого же цвета

(Перед ребенком кладется 2 карточки, затем даются образцы ребенок «угадывает», где же такая карточка.) Работа со всеми 6 цветами в разных сочетаниях; расположение карточек меняется.

Не хвалите ребенка за верный ответ и не порицайте за неверный. Будьте бесстрастны.

- Посмотри, какого цвета бумажный листик, нужен кукле?

- Где у тебя листик такого же цвета? Дай его кукле (и так все цвета).

Простейшие действия с учетом цвета.

Материал: 2 кубика одной величины, но разного цвета (красный и зеленый); такие же кубики у ребенка.

Инструкция

Строим башню, чтобы ребенок не видел.

- Ты догадался, как я строил башню? Построишь как у меня? Повторить несколько раз меняя расположение кубиков. Если ребенок кладет свои кубики, как по образцу, проверка окончена. Если путает, меняет цвета, покажите, как надо строить правильно.

Проверка понимания и употребления слов – названий цветов.

Материал: те же 6 карточек, что и в «Выборе по образцу»

Инструкция

Все карточки раскладываются перед ребенком в хаотичном порядке. Взрослый просит подать карточку того или иного цвета. Затем показывает карточку и просит назвать цвет.

2. Восприятие формы.

Аналогично проводится проверка восприятия формы.

Материал: 5 пар разных геометрических фигур одинакового цвета (круг, овал, равносторонний треугольник, квадрат, прямоугольник).

Задание 1. Выбор по образцу.

Фигуры, как и карточки, даются по две, а потом используются поочередно в качестве образца.

Задание 2. Простейшие действия с учетом формы.

Строится башня из кубика и кирпичика одного и того же цвета.

Задание 3. Проверка понимания и употребления слов – названий формы.

Ребенок по очереди выбирает и называет фигуры, которые называет взрослый.

Оценка результатов.

Хорошо, норма - если ребенок правильно выбирает, по образцу круг, квадрат, треугольник (может путать квадрат с прямоугольником);

строит башню по прямому показу; выбирает по названию фигуры; использует предметные названия форм - «домик», «крыша» и т. д.

3. Восприятие величины.

Задание 1. Выбор по образцу.

Предоставляется выбор по образцу из двух картонных кружков одинакового цвета, но различающихся существенно по величине.

Задание 2. Простейшие действия с учетом величины.

Башня строится из двух кирпичиков разной величины.

Задание 3. Проверка понимания и употребления слов – названий величины.

Понимание и употребление слов «большой» и «маленький»

Сообразительность

Материал: Из картона склеенная плотная трубка.

На глазах детей протолкните в трубку (палочкой) до середины, привлекательный предмет – конфету. Предложите достать конфетку/предмет.

Догадается ли ребенок также, палочкой, вытолкнуть конфету или попытается разорвать трубку?

Понимание словесных указаний.

Взрослый дает любое распоряжение, выключающее 2-3 последующих действия и просит выполнить.

«Возьми чайную ложку, которая лежит на столе и принеси ее».

Составление целого из частей

Материал: разрезные кубики, кубики с изображением животного или автомашины, разрезанные по вертикали пополам.

Заключительная часть.

Все дети разные. И даже органы чувств, которые вроде бы одинаковы у всех, они используют по- разному. Один ребенок, попадая первый раз в гости, с удовольствием рассматривает рисунок на обоях. Другой с интересом прислушивается к звукам, третий торопиться взять мягкую игрушку в руки. Для первого главной оказывается зрительная информация, для второго важно то, что он слышит, для третьего – то, что он чувствует.

Эти особенности влияют на поведение вашего ребенка и даже на восприятие учебного материала.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 13 мая 2024 в 21:05
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД