МААМ-картинки

Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста

Светлана Михайловна Шишкова
Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

А. С. Макаренко писал: «…каков ребенок в игре, таким он во многом будет в работе, когда вырастет. Ребенок получает в хорошей игре многое: умение сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для достижения, довести дело до конца, умение представить, почувствовать, что переживают другие, вместе с ними решать общие задачи. Доброе, внимательное отношение к окружающим, активность, творческая жилка остаются на всю жизнь.»

Публикация «Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Повседневная жизнь воспитанника в «Детском саду – доме радости» насыщена различными видами детской деятельности, среди которых игровая занимает ведущее место.

Игра – особый вид деятельности ребенка : возникает по потребности, и каждый её компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика дошкольника, подготавливается переход на новую возрастную ступень. Она дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, выполнять ролевые функции, включаться в разнообразные события, а также одновременно переживать ощущение своей свободы, своего могущества, эмоционального комфорта.

Ребенок учится игре в каждом из семи её видов: сюжетно-ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра-забава. Необходимо обучать дошкольника выполнению каждого вида деятельности как системы пяти взаимосвязанности компонентов на основе модели, которую строит сначала воспитатель, предлагая следеющие вопросы, а затем старший дошкольник овладевает этим умением:

1. Что ты хочешь сделать? (формулировка замысла- цели, мотива0

2. Из чего или на чем? (Выборпредмета и материала для преобразования)

3. Чем будешь делать? (подбор инструментов)

4. В каком порядке? (Система поступков, преобразующих материал : что сначала? А что потом)

5. Получилось ли у тебя то, что ты задумал, достиг ли ты результата? (анализ продукта, его соответствие замыслу (рефлексия) а затем адекватная оценко его: сформулировать самооценку, которая соответствует оценке взрослого)

Сжетно-ролевые игры – самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях и в отношениях и в суждениях. Ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.

-Сюжет игры – это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.

- Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

- Роль – игровая позиция. Ребенок отождествляет себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Игра должна обязательно быть устремлена к нравственному уроку, не становиться пустой забавой, на при этом она должна оставаться игрой, а не превращаться в преждевременный урок, механическое занятие, повторение того, что показывают воспитатели!

Выполнению любой деятельности, которая вызвала интерес у ребенка, в том числе и сюжетно-ролевая игра, ему нужно учиться – последовательно восходить с уровня узнавания к уровню выполнения под руководством наставника, а затем к уровню самостоятельного и творческого выполнения. Данный закон положен в основу разработанного алгоритма содействия овладению ребенком каждым видом деятельности, и сюжетно-ролевой игрой в том числе. («Лесенка успеха» Н. М. Крылова)

Первая ступенька «Лесенки успеха»(этап целенаправленной работы педагога) называется «театр» взрослого. Цель педагога – вызвать у ребенка желание научиться выполнению демонстрируемой им деятельности. Здесь воспитатель - «артист», а ребенок - «очарованный зритель».

Вторая ступенька – «желанные», «вкусные» собеседники. Цель педагога – содействовать ребенку (с учететом возраста, темпераметра, характера, пола) в овладении им деятельностью до уровня самостоятельности ( показатели: по своей инициативе браться за дело, выполнять его без помощи взрослого, адекватно обьективно давать оценку полученному результату., а затем и до уровня творчества.

Третья ступенька – фронтальная ворма обучения (занятие, труд, игра и тд.) Цель педагога двойная: с одной стороны, предоставить ребенку возможность в коллективе сверстников саамоутверждаться в самодеятельности, а с другой – в форме общегрупповойорганизации диагностировать достижения каждого воспитанника в той деятельности, которую он осваивал в индивидуальном обучении. Здесь воспитатель выступает в роли «дирижера» или «режиссера», а дети «оркестра заботливых исполнитеоей» с нравственной направленности поведения.

Четвертая ступенька «Лесенки успеха» -внутренний «театр» ребенка. По мере достижения уровня самодеятельности он стремится к проявлению своей одаренности – творчеству. Цель педагога – любоваться ребенком, радоваться самовыражению им своей индивидуальности. Воспитатель здесь словно «очерованный зритель», а ребенок – «артист».

Разберем особенности сюжетно-ролевой игры в младшей группе

В каждом возрасте перед воспитателем стоят разные задачи развития сюжетно-ролевых игр.

В младшем дошкольном возрасте работа педагога должна быть направлена на то, чтобы содействовать:

- своевременному переходу игры от предметно-отобразительной к сюжетно-ролевой (укладывает куклу спать, кормит, как форме, в которой ребенок переходит к передаче отношений, определяющих связи между родственниками в семье (мама, папа заботятся о дочке, сыночке);

-овладению представлениями о взрослой трудовой деятельности, направленной на заботу о ребенке, а также о форме выражения заботливого и избирательного отношения к живому, о взаимотношениях между людьми;

- организация предметной игровой среды : обеспечению напольным строителем, из которого малыш может сам создать кроватку, стол, стул и т. д., различными атрибутами с помощью которых можно передать отношение заботы о кукле, собачке и т. п.

- объединению нескольких детей в совместной игре («Гости», «Путешествие на машине»)

- тому чтобы малыш называл свою роль, чтобы количество игровых действий увеличивалось, выходило за пределы только одной ситуации, появлялась специфическая ролевая речь;

- развитию индивидуальных игр, игр рядом, когда каждый овладеет данным уровнем игры на уровне самостоятельности и творчества:

- использование в самостоятельных играх сюжетов, освоенных в совместной с воспитателем деятельности.

Сюжетно-ролевые игры привлекают малыша прежде всего предметами (кукла, собачка, машина, коляска, с которыми нужно действовать. Сначала ребенок манипулирует предметом, получая удовольствие от действия с ним. Но постепенно, раскрывая нравственную категорию «позаботиться о ком-то», он учится отображать жизнь и деятельность, взаимотношение взрослого с ребенком, машиной, животным в соответствии с нравственным смыслом поступка, обозначаемого игровым воображением.

В сюжете игры в «дочки-матери» младший дошкольник выполняет короткую по фазе деятельность (моет руки кукле и укладывает спать, потом добавляет еще фазу (кормит куклу) и тд. У него развивается умение связно передавать в игре несколько последовательных эпизодов (кукла моет руки, ест, ложится спать и тп, папа моет машину, заправляет ее, нагружает груз и перевозит его в другое место)

Наблюдение за трудом взрослого (за помощником воспитателя, рассматривание картинок с изображением заботы о машине, о животном и обозначение результата их деятельности, отношение к своим обязанностям словом «позаболится» - все это побуждает ребенка к подражанию хорошим поступкам взрослых людей, доброжелательным взаимооотношением со сверстниками. Поэтому млыши по своей инициативе начинают обьединяться: ходить друг к другу «в гости», где хозяин дома готовит для всех еду, заботливо угощает, а гость сосвоим ребенком дарит подарки, читает стихи – идет подражание празднования дня рождения.

Вариативные размеры кукол, машин, других предметов, о которых ребенок может «заботится», сохдавая в игре образ мамы, папы, шофера ставят его каждый раз в нестандартные ситуации. Ради реализации своей идеи ребенок вынужден решать ряд определенных задач, таких как подбор предметов для куклы в соответствии с размером «ребенка», высота конструируемого стола, стула определяется высотой строительного материала; выбор формы столешницы – это уже эмоциональное решение (какая сегодня больше нравится). Именно сознательное обозначение своего отношенияк кукле ребенок формулирует в самооценке созданного образа – результате игры (Я чисто вымыл ей руки, она не заболеет; я позаботился о дочке, я заботливый папа)

В начале года инициатор и организатор сюжетно- ролевых игр – взрослый. Зимой уже иницитива игры может принадлежать малышу. Мальчики с удовольствием заботятся не только о машинах, но и куклах, а девочки, в свою очередь, не только о куклах, но и о машинах. В первом полугодии малыши в сюжетно-ролевые игры играют рядом, а уже во втором полугодии они проявляют интерес, внимательное и доброжелаьельное отношение к игре товарища. У ребенка четвертого года жизни развивается привычка отвечать на просьбу товарища, умение договариваться о том, во что и как играть. Это связано с тем, что благодаря целенаправленному обучению каждый малыш овладевает данным видом игры на уровне самостоятельности. Именно самодеяельность сюжетно-ролевой игры приводит к обьединению детей в подгруппы, и потому по их инициативе происходит переход от игры рядом к игре вместе (игра «гости»).

Время сюжетно-ролевой игры в образовательном процессе.

1. Индивидуальная работа ( с 7-7: 20 до 7: 30-7:40 чт)

2. Подгрупповая работа (при освоении ребенком / несколькими воспитанниками первой ступеньки «Лесенки успеха») (после прогулки 1 подгруппа перед обедом, 2 подгруппа после обеда перед сном)

3. Фронтальная игра (при овладевании всеми воспитанниками 1 и 2 ступенькой «Лесенки успеха») 1 я игра в феврале, далее 1 раз в месяц.

При длительной болезни ребенка – он опускается на уровень (ступеньку) ниже.

При введении новых персонажей, ролей, сюжетов игра снова начинается с первой ступени, воспитатель вновь выступает в роли Артиста, а дети в роли зрителя.

Особенности сюжетно-ролевой игры в средней группе

В среднем дошкольном возрасте перед педагогом стоят следующие задачи:

- содействовать развитию игры, как формы, в которой ребенок переходит к передаче отношений в мире взрослых, овладению умением называть игру, в которую играет, словесно обозначать свою роль и роли других детей, согласовывать свои действия с выбранной ролью, осуществлять воображаемые действия и принимать воображаемые действия других детей;

- поддержка интереса мальчиков и девочек не только к предметам и их функциям, но и их взаимодействию;

- проявлению добрых чувств по отношению к партнеру по игре и игрушкам, интереса к общему замыслу;

-упражнению в математических представлениях необходимых для развития сюжета игры;

- разумному сочетанию образных игрушек, игровых наборов, больших игрушек, настольно-печатных игр и игрового материала, которыми ребенок пользуется как предметами заместителями.

В средней группе ребенок в сюжетно-ролевой игре начинает моделировать знакомые ему трудовые и общественные отношения. Ведущие сюжеты «дочки-матери» и «гости» получают расцвет. В первом полугодии каждую неделю Технология ориентирует педагога на поддержку возможности воспитанников заботиться о «дочках» и «сыночках»,порадовать их праздником посещения гостей.

Параллельно дети учатся играть (в малых подгруппах) новые роли в сюжете «детский сад», который имеет огромное значение для разностороннего развтия личности ребенка. Сначала малыши учатся быть «сотрудниками»-помощниками воспитателя, которые заботятся о том, чтоб «дети хорошо поспали», потом их увлекает другой сюжет – чтобы «вкусно поели», потом, чтоб «интересно погуляли на участке детского сада». Далее воспитанники знакомятся с профессией повара. У них появляется желание играть в этого умелого человека, который заботится о питании ребят, пока их мамы и папы на работе. А затем дети узнают о проыессии прачки, ее значение, и среди дошкольников обязательно появятся желающие создать ее образ в совместной игре.

Начиная со второго полугодия они оказываются способными к совместной игре, а которой распределяют между собой роли и понимают, что действие каждого ведет к общему результату –«заботиться о детях в детском саду». Обьединение сохраняется в течение месяца, что позволяет каждому ребенку пройти в своей роли от уровня узнавания до уровня творчества.

От крытие нового «детского сада» будет означать, что во-первых, будет введена новая роль «повар» (3-4 человека, во-вторых, у каждой подгруппыизенится положение в пространстве, в третьих, произойдет замена соержания деятельности ребенка (кто «гулял», будет, например «кушать», те, кто «обедал», будут спать) Это важно для тех детей, которые сохранят интерес к содержанию деятельности (опять захотят кормить кукол, но перед ними встает проблема адаптации к решению в новых условиях. Поскольку подгруппы будут новыми, сохраняются все стадиии развития игры (А,Б,В).В следующем месяце замена ролей произойдет по причине открытия нового «детского сада» и введения роли «прачки»

Таким образом игровая деятельность ребенка пятого года жизни, достигая уровня самостоятельности и творчества, становится средством и формой самореализации ребенком себя как индивидуальности.

Особенности сюжетно-ролевой игры в старшей группе.

В старшем дошкольном возрасте ряд задач обогащается следующими задачами:

-оптимизация взаимоотношений между детьми в группе, формированию в процессе игры взаимоотношений сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательности, готовности выручить товарища, заступиться за него если нужно, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо разрешать споры, недоразумения;

-созданию стойких играющих коллективов, объединенных общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями, развитию длительных игр продолжающихся в течении нескольких дней, поддерживая интерес к начатой игре, соединяя игру и труд, проводя повторные прогулки, экскурсии, сохраняя детские постройки, связанные с игрой;

-совместному достижению целей игры, преодолению трудностей, переживанию ими в игре радости, удовольствия;

-развитию творческой инициативы, способности самостоятельно создавать и реализовывать игровые замыслы, самостоятельно организовывать игру, согласовывать друг с другом свои действия;

- развитию игр, в которых формируются положительные привычки и нравственные качества;

-использованию игр, развивающих любознательность, умение наблюдать, самостоятельно решать умственные задачи.

В старшей группе воспитанник уже умеет применять в играх все средства игрового заменщения, но все чаще слово замещает игровое действие. Сами действия, как правило, развертываются в точной последовательности, строго воссоздающей реальную логику событий. Воспитанник старшей группы самостоятельно создает игровую обстановку, умеет договариваться, распределять роли. Все игры, в которые он играл в младшей и средней группе остаются любимыми («дочки-матери», «гости», «детский сад», но сюжет изменяется, главное теперь в нем – отношения между людьми. Появляется новая тематика игр как отражение системных знаний о труде взрослых («овощеводы», «животноводы», «кондитерская фабрика», «театр»)

В этих темах дети осваивают социальные и нравственные отношения: зависимости людей разных профессий друг от друга, обмен результатами труда. Дошкольники оказываются в в реальных проблемных ситуациях, которые очень часто встречаются в жизни взрослых людей. Жизнь в обществе требует умения согласовывать свои действия с другими.

Во второй половине года у детей появляется желание обозначать свою роль атрибутами, костюмами, которые они либо подбирают сами, либо изготавливают, либо просят взрослых создать их. Все ранее сыгранные сюжеты начинают связываться между собой. многие сюжеты, которые ранее инициироваличь педагогом, теперь становятся самодеятельностью старших воспитанников. Они сами организуют игры с данными сюжетами, вовлекая старших братьев и сестер, соседей т. д.

Особенности сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе.

В подготовительной группе игра – самодеятельность, но не отдельных детей, а каждого воспитанника группы. Овладение игровым поведением в предшествующих группах – основа для коллективной деятельности. Обьединение детей в подгруппы, установление связей между ними для игры превращает участников в «играющий коллектив». Игра создает «зону ближайшего развития» для развития личности дошкольника – исполнителя роди, го и всех воспитанников, участвующих в итоговом обсуждении. Дети, которые боялиьс приниматьна себя ту или иную роль, теперь смело берут ее на себя.

Роль взрослого ка корганизатора и творца игры подобна режиссеру театра. Его задача – подобрать репертуар, то есть позаботиться о содержании игр. С одной стороны, сохраняются прежние, любимые игры(«дочки-матери», «гости», «детский сад», «театр», а с другой – сюжеты поворачиваются новой стороной: «театр» превращается в «ярмарку», «автобус» или «поезд» первращаются в систему железных дорог.

Роль воспитателя

Мастерство воспитателя заключается в том, что он и творец и организатор детской игры. Поэтому Технология «Детский сад- Дом радости» предлагает не рецепты организации игры, а лишь регулятивные принципы, на основе которых игра должна быть организована каждый раз по новому, т. е творчески. Следовательно, главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребенка.

Что же для этого нужно?

1. Игру нужно организовывать так, чтобы в каждом ее виде предувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям. Однако воспитатель ставит эту цель только преед собой как организатором игры, но ребенок не дожен подозревать ее как основную цель.

2. Педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребенком представлений об образцах для подражания (героях, на которых хотелось бы походить). Создание в воображении того или иного образа и станет содержанием игры дошкольника (люди разных профессий и отношения между неми, литературные герои, спортсмены, артисты)

3. Организуя игру, педагог продумывает средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство). Если материал (средства) детской игры будет не гибким, твердым в совем механическом постоянстве, то игра будет только забавой, времяпроепровождением, но не станет образовательной деятельностью (С. И. Гессен)

4. Для восптателя как организатор и творца детский игры каждая из ее видов – лаборатория познания своего воспитанника и возможность при ее умелом руководстве содействовать коррекции его личности. Прежде всего, интерес для изучения личности реьенка представляют выбор и исполнение им роли как обозначения специфики поведения в каждом виде игры.

Потребность и возможность совершать поступки – выбирать вариант поведения изображаемого персонажа – делает для игрока значимое участие в каждом варианте образа (мамы, артиста, ведущего, участника игры с правилами и т. д.)

Любой коллектив нуждается в организаторе. Какими бы самостоятельными ни были дети, воспитатель как творец и организатор сюжето-ролевой игры все равно участвует в ней, но только опосредованно, на правах равного партнера (заведующий детским садом, начальник железной дороги). Он содействует придумыванию сюжета, сохранению самостоятеьности игры, приведению игры к результату – адекватной самооценке созданного дошкольником образа и постановке перед собой новых, более сложных задач в новой игре. От его умелой организации зависит, чтобы игра не превратилась только в забаву, важно, чтобы игра не утратила нравственного урока!

Заведующий ГБДОУ 112 Коновалова Мария Ефремовна

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Бизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста Каждый современный родитель стремиться развить малыша, дав ему самое лучшее. Один из современных гаджетов – бизиборд. Нельзя не отдать.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 25 февраля 2021 в 16:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Михайловна Шишкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД