Елена Кожокарь
Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка:
- бережливости (продление жизни готовой вещи);
- деловитости (практические навыки овладения);
- рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь»);
- трудолюбия (качество, когда ребенок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет свое отношение к этой деятельности);
- здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги;
- правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения [2].
Актуальные научно-методические и дидактические аспекты к организации экономического образования детей в условиях дошкольной образовательной организации раскрываются в исследованиях Т. А. Арефьевой, Л. Н. Галкиной, О. А. Гладковой, Л. М. Клариной, Н. А. Крючковой, Е. А. Курак, Р. С. Лукьяновой, А. Ю. Селезневой, Е. А. Сидякиной, А. А. Смоленцевой, Н. А. Струнилиной, Т. Г. Хановой, А. Д. Шатовой и др. По мнению ученых, формирование элементарных финансовых представлений дошкольников осуществляется посредством создания у детей познавательных мотивов и предполагает развитие интереса к знаниям экономического содержания, приобретение опыта финансовых отношений, способов участия в экономической жизни своей семьи. В то же время, анализ исследуемой проблемы свидетельствует, что педагоги дошкольных образовательных организаций испытывают некоторые трудности в формировании у детей таких понятий, как «цена», «выгода», «аванс», «банк», «аукцион», «бюджет», «валюта», «товар», «энергосбережение», «реклама» и др. Это приводит к достаточно низким результатам развития финансовых представлений у детей [1].
В своей практике мы активно реализуем работу по формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.
Например, реализуя работу в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предлагаем детям следующее:
- рисование на темы «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела»;
- поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку»;
- собирание тематических пазлов.
Также осуществляется самостоятельная деятельность детей в центрах активности:
- работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «труд», «профессии»;
- труд в уголке природы;
- помощь в сервировании стола, уборке со стола после приема пищи;
- привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек.
Все это относится к свободной самостоятельной деятельности детей. Однако реализуем и совместную непринужденную партнерскую деятельность взрослого с детьми.
Проводим подвижную игру «Выбор профессии». Цель: развивать у детей ловкость, скорость реакций, умение бросать и ловить мяч, быстро реагировать и отвечать на вопросы.
Оборудование: резиновый мяч.
Ход игры: дети становятся в круг, воспитатель занимает место в центре круга, в руках держит мяч. Называет профессию и кидает мяч произвольно в руки ребенка. Дошкольник, поймавший мяч, должен сказать, какую работу выполняет представитель данной профессии (например, композитор – сочиняет музыку, после чего возвращает мяч ведущему. Если ребенок затрудняется ответить, то он выходит из круга, а мяч заново разыгрывается ведущим. Выигрывает тот из детей, кто останется в кругу вдвоем с ведущим.
Кроме этого проводим беседу о труде. Цель: сформировать и закрепить у детей представления о труде и лени, познакомить с профессиями взрослых.
Задачи: сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности. Основные понятия, которые усваиваются детьми: труд, работа, продукт, продукция; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар; лень.
Предлагаем детям задание «Какие ошибки допустил художник?».
Дошкольникам предлагаем внимательно рассмотреть картинки, на которых изображены представители различных профессий с предметами, не принадлежащими данной профессии:
- художник, стоящий у мольберта с половником (кисти для рисования);
- повар с кистями для рисования (половник);
- врач с автомобилем такси (градусник);
- портной со скрипкой в руке (швейная машинка);
- водолаз градусником (акваланг);
- парикмахер с пилой (фен);
- строитель с тортом (молоток);
- водитель с лейкой (автомобиль);
- садовник с феном (лейка);
- музыкант с парикмахерскими ножницами (скрипка).
Просим детей ответить на вопрос: «В чем ошибся художник?» и вернуть каждому представителю профессии его инструменты и предмет
Также читаем стихотворения о труде и профессиях и загадываем загадки о труде и профессиях.
Таким образом, целенаправленное решение задачи формирования предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста позволяет системно развивать основы финансовой образованности, финансовой культуры, финансовой воспитанности. Это проявляется в том, что дети:
- проявляют интерес к познанию основных финансовых категорий и экономическим явлениям окружающей действительности;
- стремятся применять полученные знания и представления в различных видах организованной, совместной и самостоятельной деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, познавательной, др.);
- проявляют уважение к труду и бережному использованию ресурсов;
- демонстрируют навыки эффективной коммуникации, сотрудничества, взаимопомощи, хозяйственности, смекалки, бережливости, деловитости, ответственности и др.
Библиографический список
1. Бичева И. Б. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста//Проблемы современного педагогического образования. 2019. С. 24-27.
2. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации /Автор-сост. О. В. Морозова. Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. 50 с.
Статья опубликована в журнале Вестник Выпуск № 75 (150) 2021https://vestnikdo.ru/tpost/xs48zdb3f1-kozhokar-ev-formirovanie-predposilok-fin