Фомина Елена
Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
«Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста»
«ДЕТСТВО - каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В. А. Сухомлинский
Проблема патриотического воспитания всегда была важна. Но особенно актуальной она стала в последние годы. Появляется много противоречивой и искаженной информации, целью которой является дезинформация подрастающего поколения, падение у него интереса к историческому и культурному наследию нашей великой Родины. Патриотическое воспитание – одна из стратегических задач современного образования. Национальная доктрина образования в РФ до 2025г. определяет цели воспитания и обучения в области патриотического воспитания : «Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью». Эту цель возможно достичь, закладывая основы патриотического воспитания с раннего детства на уровне дошкольного образования.
Публикация «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Патриотизм – это сложное, многогранное по своей сути чувство. Это -любовь к своей семье, своему дому, любовь к родному краю, к родной стране, любовь к природе, гордость за свой народ, его достижения и свершения, желание быть полезным свой стране, сохранять и приумножать её богатство и величие.
Целью нашей работы в данном направлении является формирование у детей первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Задачи образовательной работы конкретизирую т цель:
- формировать первичные представления о доме, семье.
-знакомить с родным городом, Ивановской областью, её самобытной историей и культурой.
- развивать интерес к культурному и историческому наследию, к русскому народному творчеству, народным традициям и обычаям
- развивать эстетическое восприятие родной природы, желание беречь и сохранять её богатства
-воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, близким людям, детскому саду, родному дому, родному краю. Родине.
- воспитывать толерантное отношение к народам другим национальностей, проживающим в нашей стране и за её пределами
- воспитывать уважения к людям разных профессий и гордости за их достижения и подвиги.
Опыт нашей работы показывает, что патриотическое воспитание дошкольников должно носить комплексный характер и осуществляться в повседневной жизни ребенка в семье, детском саду, социуме. Учет возрастных особенностей детей требует неоднократное обращение к данной теме, применение игровых приемов, подкрепление различными продуктивными видами деятельности, посещения музеев, организации экскурсий и встреч с интересными людьми.
Система работы по патриотическому воспитанию предполагает организацию работы по следующим направлениям:
-образовательная деятельность с детьми;
-взаимодействие с родителями;
-сотрудничество с социокультурными учреждениями города и области.
Образовательная деятельность с детьми осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей каждой возрастной группы. Дети раннего возраста и младшего дошкольного возраста знакомятся с членами семьи, обустройством дома, домашними питомцами, детским садом. Поэтому в образовательной программе МБДОУ д/с № 25 в календарно- тематическое планирование включены такие темы : «Моя семья», «Дом, в котором я живу»,«Мой любимый детский сад!», «Мои домашние питомцы», «Самое любимое имя на свете» и др. При знакомстве с народными промыслами, природой у малышей формируются представления о богатстве и самобытности нашей Родины. Ребята средней группы с удовольствием изучают родной город, его инфраструктуру, достопримечательности, интересные места, природу. Очень значимой для детей является тема «Защитники Отечества» ,где они знакомятся со сказочными и былинными героями, людьми, военных профессий, охраняющими Отчизну в наше время. С гордостью ребята участвуют в тематических выставках, беседах под общим названием «Мой папа на страже Родины». В старшем дошкольном возрасте темы расширяются и усложняются. Ребята знакомятся с государственной символикой, природой и культурой родного края - городом Вичуга, Ивановской областью, а также с географией, историей и культурой нашей Родины – России.
Важным фактором формирования патриотических чувств у дошкольников является сочетание теории и практики. Именно поэтому особенностью образовательного процесса в нашем детском саду является, то, что знакомство с природой родного края ведется исключительно на краеведческом материале. Для этого организуются наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, опыты. Ребята нашего детского сада частые гости Вичугского городского художественного музея. С большим интересом они знакомятся с краеведческими, историческими и художественными экспозициями. Для обогащения жизненного опыта детей большое значение имеет применение технологии проектной деятельности. В детском саду реализованы проекты «С чего начинается Родина?», «Пять минут о родном городе», которые не только расширили представления старших дошкольников о малой и большой Родине, но и помогли объединить усилия педагогов, родителей и детей в формировании основ патриотизма, сплотить семьи и привлечь к взаимному сотрудничеству. Для приобщения детей к народной культуре и традициям в детском саду проводятся фольклорные праздники «Осенины», «Колядки», «Масленица», «Веснянка». Формирование основ гражданственности начинается с участия детей в календарных праздниках «День народного единства», «День защитника Отечества», «День Победы», смотрах «Бравые солдаты». «Юные патриоты», ежегодных акциях «Подарок ветерану», «Бессмертный полк». Для воспитания у детей желания беречь и охранять природу дошкольники вместе с педагогами и родителями участвуют в общественно-значимых акциях «Покормите птиц зимой!», «Чистые улицы», «Встречаем пернатых друзей». «Зеленая планета».
Еще одним необходимым условием является организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. В группах созданы «Уголки юных патриотов», где собран наглядный, демонстративный, игровой материал для знакомства с государственной символикой, городом Вичуга, городами Ивановской области, народными промыслами и традициями. Ежегодно в музыкальном зале организуется комплексная выставка «Русская изба», где представлены предметы русского быта: старинная крестьянская посуда, мебель, прялки. коромысла, сундуки и др. Педагоги проводят экскурсии, на которых дети могут попробовать «покушать похлебку» деревянной ложкой их чугунка, примерить платок с павлопосадским узором, скрутить нить при помощи веретена и др. В группах в соответствии с календарно- тематическими планами, реализуемыми проектами организуются тематические выставки : «Игрушка в народном стиле», «Народные промыслы», фотовыставки : «Моя семья», «Наш город- Вичуга», «Наши семейные традиции» и др. \Следует отметить, что все формы работы по патриотическому воспитанию в детском саду осуществляются при активной поддержке и сотрудничестве с семьями воспитанников.
Результаты работы по патриотическому воспитанию не будут видны сейчас. Педагогический коллектив понимает, что в дошкольном возрасте не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к Родине. Но если ребенок будет проявлять интерес к культурно- историческому наследию нашей Родины, своего города, края, знать государственные символы, подражая взрослым, вставать, когда звучит гимн Российской Федерации, гордиться достижениями людей, прославивших нашу страшу,, проявлять толерантность к другим людям, заботиться о близких, сверстниках, животных, то можно сказать, что результат педагогической работы достигнут.