Галина Хаванева
Формирование валеологических основ у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мы вступили в 21 век, цивилизация сделала очередной виток в своем развитии. Люди побывали на Луне, изобрели компьютеры уже пятого поколения и … растеряли свое здоровье.
Чаще всего здоровье зависит от самого человека. Прекрасно об этом сказал Вальтер Шененберг: «Здоровье – это та вершина, которую каждый должен одолеть сам». По выражению Н. Амосова: «Медицина неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым».
Публикация «Формирование валеологических основ у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Одна из важных задач в области дошкольного воспитания – это сохранение здоровья ребенка. Состояние здоровья детей всегда находится в центре внимания. Наиболее всеобъемлющей является формулировка, разработанная всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, эмоционального благополучия».
Сказать, что проблема ухудшающегося здоровья не волнует наше общество, нельзя. Напротив, предпринимаются разнообразные попытки исправить положение, найти наиболее эффективные пути, методы, технологии. Эти же проблемы волнуют и педагогов ДОУ, ежедневно осуществляющих оздоровительно – воспитательный процесс.
В нашей республике все больше внимания уделяется проблеме воспитания здорового поколения: работают кружки и секции по разным видам спорта, проводятся соревнования для детей и взрослых.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к валеологическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию новых подходов в организации педагогической деятельности с дошкольниками. Ребенок должен осознанно относиться к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих людей. Поэтому в нашем детском саду уделяется большое внимание данной проблеме.
В группе, где я работаю, созданы условия для формирования основ валеологического воспитания детей дошкольного возраста. В развивающей среде группы расширился объем наглядного материала по темам учебного года, нестандартного физкультурного оборудования.
Для формирования представлений о себе, своем здоровье, мы с детьми выпустили стенгазеты: «Это я», «Если хочешь быть здоров», в которых дети отразили свои знания о себе, своем организме и способах укрепления и сохранения здоровья.
С детьми организовали выставку рисунков «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», оформили книги, посвященные ведению здорового образа жизни: «Путешествие в страну здоровья», «Почемучка».
Организованные мною дидактические игры: «Полезные и вредные продукты для твоего здоровья», «Чем можно делиться с другом», «Собери фигуру человека», «Угадай на ощупь», «Удивительное лицо» помогли усвоить обширный объем материала о здоровье, здоровом образе жизни, происхождении и профилактике болезней.
Однако решение данной проблемы невозможно без активной поддержки родителей. Для эффективной работы с детьми необходимо организовать такую работу с родителями, чтобы они не оставались сторонними наблюдателями, а были непосредственными участниками педагогического процесса ДОУ.
С целью вовлечения родителей в воспитательно–образовательный процесс ДОУ, их заинтересованности в сохранении и укреплении здоровья детей провели следующие мероприятия: 1) открытое занятие по формированию у детей основ здорового образа жизни; 2) диспуты по обмену опытом среди семей; 3) развлечения, совместные праздники здоровья; 4) дни открытых дверей в ДОУ с целью ознакомления с методикой валеологического воспитания детей дошкольного возраста.
В заключении хочется всем педагогам и родителям сказать:
1) Объясни ребенку, что такое здоровье, и научи соблюдать правила здоровья в отношении себя и окружающих людей.
2) Помоги ему научиться вести здоровый и безопасный образ жизни.
3) Объясни ему, что человек и его здоровье – главные ценности, которые необходимы в жизни!
Сделав это для ребенка, вы поможете ему быть здоровым и счастливым, успешным добрым человеком, необходимым другому человеку.