Инга Петрушева
Формирование информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Выполнила Петрушева И. А.
Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 31
Аннотация. В статье автор раскрывает педагогические условия для формирования информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, являющейся одной из ключевых в современном обществе. Автор указывает метод проектной деятельности как средство ее формирования. В статье описаны разработанные методы и приемы вовлечения детей в данный вид деятельности и поддержки детской инициативы. А также приведены результаты исследования уровня сформированности информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в рамках проделанной работы.
Публикация «Формирование информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, информационная компетентность, проектная деятельность, детская инициатива.
В современном обществе востребована образованная личность, способная творчески мыслить, выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения, обладающая креативным мышлением. В связи с этим, одной из главных задач современной системы дошкольного образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности. Раньше готовили детей к школе путем приобретенных в дошкольном учреждении знаний, умений и навыков. Сейчас намного важнее система действий, обеспечивающая психолого – педагогическую поддержку становления и формирования основ ключевых компетентностей, признаками которых является инициатива, активность, любознательность, самостоятельность, способность к выбору и ответственности за него, обладание персонально значимыми представлениями о мире.
Сегодня мы живем в информационном обществе, где умение обращаться с информацией, выделять основное, быстро находить и усваивать новое, является одним из важнейших способностей, определяющих успех. Социальная среда, окружающая ребенка, наполнена различными информационными средствами и носителями, но чаще всего они не воспринимаются детьми как источник для получения ответов на интересующие их вопросы. В связи с этим одним из важных направлений образовательной деятельности педагога является формирование информационной компетентности у дошкольников. В условиях современного общества вопрос формирования данной компетентности является особенно актуальным. В связи с этим целью нашего исследования стало: создание педагогических условий, способствующих формированию информационной компетентности старших дошкольников.
Понятие информационной компетентности рассматривали такие исследователи как С. В. Тришина, Д. А. Иванов, А. В. Хуторской. Мы будем использовать понятие данное А. В. Хуторским, который понимает информационную компетентность как умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Вопросы формирования информационной компетентности у дошкольников изучали такие исследователи как Е. Е. Вахромов, В. С. Гершунский, С. Д. Каракозов, С. А. Писарева, М. А. Холодная, О. В. Дыбина и др. Они определили старший дошкольный возраст как сензитивный период для формирования данной компетентности. В своих работах исследователи обозначили критерии, показатели и уровни ее сформированности.
При формировании информационной компетентности дошкольников эффективно используется метод проектной деятельности. Он позволяет сформировать у детей способность к коммуникации, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развивать познавательные и исследовательские навыки, критическое мышление, творческое воображение, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем. Метод проектной деятельности нашел свое отражение в исследованиях таких отечественных ученых как Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко, Л. А. Венгер. Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении. По мнению Н. Е. Веракса, одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в поддержке детской инициативы. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил воспитатель. Исходя из этого, цель нашего исследования была достигнута через решение следующих задач:
• Изучить литературу по данному вопросу. Разработать перспективный план по формированию информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
• Разработать методы и приемы, способствующие выражению инициативы и проявлению самостоятельной активности старших дошкольников.
• Создать условия для включения проектной деятельности в образовательный процесс.
• Проверить эффективность педагогических условий для формирования данной компетентности.
В рамках реализации обозначенных задач, был разработан перспективный план по формированию информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источником информации, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса. В связи с этим были проведены такие мероприятия с родителями как: анкетирование «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста», собрание в форме круглого стола на тему : «Роль родителей в формировании ключевых компетентностей», дискуссия на тему «Значение формирования информационной компетентности в современном мире», а также консультации «Роль книги и чтения в формировании информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста», «Роль взрослого в расширении детского кругозора», «Использование информационно-технических средств в познавательных целях» и др. Для индивидуальной работы с родителями была использована такая экспресс-форма, как «Диалоговое окно», где любой родительимел возможность задать вопросы или внести предложения непосредственно по ходу взаимодействия в рамках интернет-чата с непосредственными участниками проектной деятельности.
Разработанный перспективный план по формированию информационной компетентности предполагал включение старших дошкольников в проектную деятельность. Для мотивации детского коллектива и вовлечения в проектную деятельность большего числа воспитанников был использован игровой метод «Звезда экрана», предполагающий представление результатов проектной деятельности в виде участия в тележурнале «Хочу все знать!». Подготовка к реализации каждого из проектов начиналась с выявления интересов детей. Нами были использованы следующие методы и приемы: «Детский совет», «Модель трех вопросов», «Дружеский круг», «Интервью», «Юные корреспонденты», детский блокнот «У меня возник вопрос!», детская анкета «Вопрос - ответ».
В процессе проектной деятельности дети узнали о том, что существует множество способов сбора информации – «методов исследования». На начальном этапе им предлагалось использовать любые из имеющихся способов. Но в рамках усложнения решения «детских» задач, мною был разработан дидактический прием «Информационный куб», каждая грань которого предполагала использование ребенком только одного конкретного источника информации («спросить специалиста-взрослого», «узнать из книг», «узнать из телепередач», «поиск в интернете», «спросить у родителей и членов семьи», «спросить у сверстников»). Этот прием был не что иное, как план детского исследования. Как только информация была обобщена, дети продумывали, что можно рассказать, как представить результат перед видеокамерой. К концу учебного года предполагается обобщить все видеофрагменты в один большой киножурнал «Хочу все знать!», который может быть использован как познавательный материал для сверстников и детей младшего возраста.
Для оценки уровня сформированности информационной компетентности была использована методика О. В. Дыбиной. На начальном этапе, выполняя диагностические задания,многие дети затруднялись в формулировке вопросов для получения информации. Очень часто возникали трудности при ответах на вопросы, касающиеся поиска нужной информации. Зачастую дети не могли назвать других источников информации кроме родителей и воспитателей. Несмотря на то, что большинство детей большое количество времени проводит у телевизора, компьютера илипланшета, многие из них не называли эти устройства в качестве источников информации. Эти устройства воспринимались ими лишь как развлечение, игрушка. Книги также были причислены к источникам информации лишь небольшой частью воспитанников.
После реализации перспективного плана по формированию информационной компетентности детей старшего дошкольного возраста нами было проведено повторное диагностическое исследование, которое дало следующие результаты: дети умеют ориентироваться в источниках информации, делать выводы, понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности, активно задают вопросы познавательного характера, умеют анализировать и обобщать материал.
Из результатов диагностики информационной компетентности детей старшего дошкольного возраста видно, что показатель низкого уровня снизился на 30%, показатель среднего уровня формирования информационной компетентности увеличился на 6%, а высокого уровня - на 24%.Представленные результаты доказывают эффективность использования проектной деятельности для развития информационной компетентности.
Активизация познавательной деятельности, развитие творческих способностей, социально-коммуникативных навыков способствуют формированию информационной компетентности у дошкольников, определяющей современное качество содержания образования. Требования сегодняшнего дня это начать овладевать ею с самого раннего детства. Поэтому формирование информационной компетентности в старшем дошкольном возрасте объективный и естественный процесс.
Литература:
1. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика – Синтез, 2010. – 96 с.
2. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду [Текст] /
Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис – пресс, 2008. – 112 с.
3. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников [Текст] / О. В. Дыбиной. – М. : Мозаика – Синтез, 2010. – 64 с.
4. II международная научно – практическая конференция № 2 «Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики» [Текст] : сб. материалов. – СибАК, 2016. – С. 18-24.
5. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст] : уч. пособие /Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. - М. : АПК и ПРО, 2003. – 157 с.