татьяна дорогова
Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой технологии
В современном мире жизнь диктует свои стандарты: для того, чтобы быть успешным человеком в условиях рыночной экономики, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний нужно начинать уже с раннего возраста, так как представления о деньгах и их применении начинают формироваться с детства.
Публикация «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой технологии» размещена в разделах
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, которое направленно на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов.
Главная цель финансовой грамотности дошкольников – это формирование первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста способствует развитию мышления, фантазии, развитию речи.
Как всё-таки правильно познакомить детей с финансовой грамотностью? Во-первых, нужно объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. Ребенок 5-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.
Посредством игровой технологией решаются задачи в образовательных областях. В области познавательного развития (ФЭМП) формирование математических представлений знакомим детей с цифрами на монетах и банкнотах, их количественным содержанием. А также учим воспитанников в решении примеров, задач со сдачей. В самостоятельном придумывании задач о покупке и продаже.
Игровая технология – это процесс обучения, представленный разнообразными увлекательными играми, взаимодействием педагога и воспитанников посредством воплощения некоторого сюжета. Цель игровой технологии - формирование мотивации к обучению. Основной задачей является формирование у ребенка осознанное понимание в получении знаний и умений через свою активную деятельность. Игровая технология всесторонне изучает часть образовательного процесса, у которой есть общая идея, содержание - в данном случае все, что касается данной темы финансовой грамотности. Важно отметить, что педагог может менять тактику игрового действия, усложняя или упрощая при необходимости задачи. Это и является отличительной чертой игровой технологии.
Существует очень много разнообразных игр, которые направленны на формирование представлений об экономике и финансах.
С детьми играем в такие дидактические игры как: «Где можно хранить деньги», «Советы покупателю» и т. д.
Мной изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм : «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители».
Ведущую роль в формировании финансовой грамотности в дошкольном возрасте играет игровая деятельность детей. Через игру ребенок без труда осваивает мир социальной действительности и приобщается к миру финансов.
В настоящее время актуальны квест-игры. По моему мнению, такие игры– это интересный инструмент, который позволяет воспитывать и развивать личность дошкольника. У детей формируется инициатива как часть творческой личности.
Для организации предметно-развивающей среды в группе были созданы игровые центры сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Банк», «Салон красоты». Разработана картотека дидактических игр: «Нужные покупки», «Много-мало», «Дорого-дешево», «Мир финансов». Данные игры могут проводиться в ходе непосредственной образовательной деятельности и во время самостоятельных, совместных игр детей.
В развивающую предметно-экономическую среду можно включить следующие центры:
• Информационный центр : художественная литература экономического содержания для дошкольников, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков;
• Занимательно-экономический центр: кроссворды, лабиринты, головоломки, занимательные экономические задачи;
• Деятельностно-экономический центр: игрушки-предметы для организации экономических сюжетно-ролевых игр; игровые атрибуты и оборудование: монеты и купюры разного номинала, банковские квитанции, кассовые аппараты и пр.
Работа по формированию финансовой грамотности детей опирается на взаимодействие с родителями воспитанников. Родители - активные участники.
Таким образом, правильно организованная игровая деятельность положительно влияет на становление экономической культуры детей и способствует формированию финансовой грамотности. Также развивает познавательную активность и совершенствует коммуникативные навыки детей.