Люция Кузнецова
Статья «Духовно-нравственное воспитание в условиях логопункта»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях логопункта»
Духовно- нравственное воспитание – это широкое понятие, которое состоит из ряда компонентов: нравственность, патриотизм, гражданственность.
Нравственность – это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Публикация «Статья „Духовно-нравственное воспитание в условиях логопункта“» размещена в разделах
Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатства своей страны.
Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания общества.
Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями речи. Однако наличие у детей с нарушениями речи определенных психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них нравственных качеств личности.
В содержание коррекционной системы работы с детьми с нарушениями речи я обязательно, на каждом занятии, ставлю перед собой задачи, позволяющие эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в Законе об образовании РФ, Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», адаптированной программе МДОУ, программе Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г. В «Коррекционное развитие и воспитание дошкольников с ФФН и ОНР».
Цель проекта:
Разработать и апробировать модель коррекции речевых недостатков через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности
Актуальность:
Современное общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями и обычаями русского народа помогает воспитывать любовь к истории и культуре своего народа. Поэтому познание детьми народного творчества, народного фольклора положительно влияет на эстетическое развитие детей. Раскрывает творческие способности каждого ребёнка. Формирует общую духовную культуру. Специфика логопедической работы такова, что сложно поводить работу, опираясь только на материалы по развитию национальной культуры, но мы всё же постарались как можно больше включать в занятия элементы русского народного творчества.
Задачи:
Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей.
Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания.
Автоматизация звуков на основе материала русского народного творчества, пословиц и поговорок.
Совершенствование лексико-грамматического строя речи в процессе воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям и традициям.
Создание атмосферы эмоционального комфорта.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Нормализация и улучшение состояния речи у детей
Развитие познавательной деятельности (памяти, внимания, мышления)
Обогащение предметно-развивающей среды логопедического кабинета
Формирование традиций совместной деятельности логопеда, родителей, воспитателей, детей
Развитие творческого логического мышления и воображения у детей
Формирование у детей духовно-нравственных основ
Этапы работы по реализации проекта:
Подготовительный этап
Практический этап
Заключительный этап
Подготовительный этап:
Выявление проблемы
Выбор темы
Составление плана-схемы проекта
Подбор информации, литературы, дополнительного материала
Обобщение речевого материала, создание картотеки
Интернет-ресурсы
Практический этап:
Логопедическая коррекция речевых расстройств с использованием материала русского народного творчества в соответствии с программой
Разделы программы
Содержание и формы работы
1. Развитие артикуляционной моторики.
2. Развитие физиологического и речевого дыхания.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Формирование произносительных умений и навыков.
5. Развитие фонематического слуха и звукобуквенного анализа.
6. Формирование лексико-грамматических категорий.
7. Взаимодействие с педагогами.
8. Работа с родителями.
Сказка о Весёлом Язычке,
Весёлая прогулка по русским народным сказкам,
Путешествие «Воздушной струи» по русским народным сказкам.
Обводка, раскрашивание, дорисовка элементов орнамента русской народной игрушки (дымковской, филимоновской, тверской). Работа с элементами орнамента хохломской, жостовской, гжельской,
Театр прищепок «Сказка о весёлом подворье»,
Расскажи сказку руками,
Волшебные шторки,
Путешествие Колобка. Сказочные герои русских народных сказок в гостях у ребят, Повторение и заучивание потешек, прибауток, пословиц.
Волшебная комната,
Лото «Сказочные герои», Поезд из Незабудкино.
Сказка «Весёлое подворье»,
Баба Яга и звуковые домики,
Путешествие по Буквограду,
В гостях у Незнайки,
Поезд из Незабудкино.
В гостях у Красной Шапочки,
Перескажи сказку,
Составь сказку по серии картинок.
Работа по журналу взаимосвязи, консультации, семинары.
Деловые игры, памятки, занятия-консультации. Открытое занятие.
Заключительный этап:
Обследование речи детей с целью диагностики положительной динамики.
Выявление улучшения состояния речи и познавательных процессов у детей.
Итоговое мероприятие – открытое занятие для родителей.