Ольга Романычева (Вагина)
Консультация для музыкальных руководителей «Использование системы вокальных упражнений для развития звуковысотного слуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для музыкальных руководителей
«Использование системы вокальных упражнений для развития звуковысотного слуха»
Подготовила музыкальный руководитель
МБУ д/с №200 «Волшебный башмачок»,
МООД Гая, 8
Романычева Ольга Викторовна
Публикация «Консультация для музыкальных руководителей „Использование системы вокальных упражнений для развития звуковысотного слуха“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Пение является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Перед музыкальным руководителем стоят задачи, с одной стороны, поддерживать у детей желание петь и получать удовольствие от пения. С другой стороны, необходимо эффективно развивать у воспитанников ладовое чувство и звуковысотный слух, отвечающих за чистоту интонации и являющихся одними из важных и сложных процессов музыкального воспитания.
Существуют разные системы по развитию музыкального слуха, самые распространенные среди них - абсолютная и относительная (релятивная). Формирование звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста целесообразно начинать в условиях лада, так как в мелодии всегда ощущается ладовое тяготение, помогающее ребенку различать звуки по высоте и воспроизводить их.
В связи с этим, я в своей работе взяла за основу релятивную систему (З. Кодаи, где положение пальцев и кисти руки обозначает определенную ступень (высоту звука) в звукоряде. Я дополнила каждую ступень красочным образом Гномика (приложение 1) и вокальными упражнениями в виде песен Гномиков (приложение 2). Упражнения нацелены на решение следующих задач:
- знакомство со «ступенью - Гномиком»,
- развитие у детей ощущения тоники – главной ступени лада, устойчивых и неустойчивых ступеней, тяготения неустойчивых ступеней к устойчивым,
- развитие умения допевать до тоники,
- формирование навыка чистого интонирования каждой ступени, упражнений, попевок.
Все перечисленные задачи помогают развивать звуковысотный и ладотональный слух, чистоту интонации.
Первый этап моей работы представляет собой постепенное знакомство с каждой ступенью лада, жестом руки и образом гномика, обозначающих ступень; разучивание упражнений и их пропевание в разных тональностях (в условиях певческого диапазона).
На втором этапе происходит закрепление звуковыстного ощущения ступени лада с помощью пения с ручными знаками попевки или песни из программного репертуара, построенной на данной ступени.
На третьем этапе, после того, как у детей сформировано представление о звуковысотном расположении ступеней в ладу, ощущение ладового тяготения к основной ступени, необходимо развивать с помощью музыкально-дидактических игр умение определять ступени на слух и пропевать их.
Данную работу можно начинать с детьми второй младшей и средней групп. Поскольку певческий диапазон ребенка 3-4 лет ограничен расстоянием ре-ля первой октавы, с детьми данного возраста разучиваются упражнения и попевки в пределах первых пяти ступеней лада, а VI и VII ступени переносятся на октаву ниже и пропеваются осторожно, не напрягая голос.
В старшей и подготовительной группах добавляются новые упражнения, построенные по звукам устойчивых ступеней, по восходящему и нисходящему звукоряду, с использованием скачков от устойчивых звуков к неустойчивым и наоборот.
В ходе работы с детьми над упражнениями музыкальным руководителем моделируется игровая ситуация, где детям предлагается помочь гномику построить с помощью песен музыкальный дом или научить героя петь песни и т. д. Кроме того, при разучивании упражнения музыкальный руководитель обращает внимание детей на движение мелодии по лесенке на наглядном пособии, приучает детей петь с ручными знаками.
Работа по данной системе дает положительный результат в развитии музыкально-слуховых представлений и ладового чувства, благодаря чему дети умеют чисто интонировать мелодии песен, выразительно исполнять произведения, успешно разучивать трудные участки мелодии с помощью упражнений.
Приложение 2
Упражнение на I ступень лада
Жил веселый добрый гном.
Он хотел построить дом.
Но без помощи друзей
Не построить дом скорей.
Упражнение на II ступень лада
Если дома нет у гнома,
Гном второй придет скорей.
Будут вместе строить домик,
Будет вместе веселей!
Допевание до тоники – пропевание сначала II, затем I ступеней с ручными знаками.
Упражнение на III ступень лада
Третий гномик, раз, два, три,
Он читает, посмотри,
Любит цифры и сейчас
Посчитает – три, два, раз.
Допевание до тоники – пропевание ступеней от III к I с ручными знаками.
Упражнение на IV ступень лада
Вот четвертый милый гном,
Тоже делом занят он –
Вниз ступеньки сосчитает
И четвертую прибавит.
Допевание до тоники – пропевание ступеней от IV к I с ручными знаками.
Упражнение на V ступень лада
Раз, два, три, четыре, пять,
С гномом встретились опять.
Первый гномик шлет – «Привет!»
Пятый гном кивнет в ответ.
Допевание до тоники – пропевание ступеней от V к I с ручными знаками.
Упражнение на VI ступень лада
Познакомьтесь - гном шестой,
Гномик очень занятой,
По ступенькам вниз шагает –
До шести он сосчитает.
Допевание до тоники – пропевание ступеней от VI к I с ручными знаками, а так же восходящее движение по трем ступеням от VI к I (верхней тонике).
Упражнение на VII ступень
Здравствуй, гномик, ты – седьмой,
Познакомимся с тобой.
- «К гному первому иду,
Дом построить помогу!»
Допевание до тоники – пропевание ступеней от VII к I (верхней тонике).
Приложение 1