Елена Музаферова
Консультация для музыкальных руководителей «Использование игровых методик в развитии певческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Администрация г. о. Саранск
Департамент по социальной политике
Управление образования
МДОУ «Детский сад № 125 комбинированного вида»
«Использование игровых методик в развитии певческих способностей детей дошкольного возраста»
(выступление на творческой мастерской для музыкальных руководителей МДОУ)
Публикация «Консультация для музыкальных руководителей „Использование игровых методик в развитии певческих способностей детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Подготовила: музыкальный руководитель Павлуткина Е. О.
Саранск, 2015
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Методика музыкального воспитания детей складывалась в течение многих десятилетий. Она состоит из огромного числа вариантов. Однако это процесс долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения. Практика показывает, что дети не любят, когда их принуждают к чему либо. Невозможно детей заставить полюбить петь, танцевать, рисовать и т. д. Можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно. Игровые способы воспитания, развития и обучения замечательны тем, что все эти процессы проходят незаметно для детей, непроизвольно. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, какой им не доступен в обычной учебной ситуации.
Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. Пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс, требующий внимательного и профессионального подхода, знания психологии и методики работы с детьми. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.
Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности : музыкальный слух, память, чувство ритма.
Содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. Ведущей деятельностью обучения детей пению при проведении НОД является игра. Именно в игре ребенок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.
Методика вхождения ребенка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры. Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку.
Накопление и выстраивание обучающих игр не только пению, но и по всем направлениям музыкального воспитания детей помогает легко справиться с трудностями в работе и сохранить собственное здоровье.
Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Они не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они просто интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития : интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.
Для того, чтобы дети не потеряли интерес на первых двух упражнениях, необходимо облачить их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.
Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, с небом.
В этой работе достигается главное: детям интересно, понятно, нетрудно.
Артикуляционная гимнастика помогает:
– устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
– разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
– развить мимику, артикуляционную моторику;
– развить выразительную дикцию.
Характер физиологического дыхания зависит от физической и нервно-психической организации ребенка, а также от состояния его носоглотки, способа сидения на стуле и т. д. от характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий).
У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое, интенсивное, т. к. рассчитано не на один слог, а на несколько слогов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный: более длительный и экономный.
По возможности игры на дыхание соединяем с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т. д. сначала «разогреваем» мышцы дыхательной системы, помогаем устранению поверхностного, не ритмичного дыхания, нормализуем физиологическое спокойное, размеренное, плавное дыхание.
Осенние листочки на дереве висят,
– подняв руки, поворачивают кисти, произнося звук «Ш».
Как только ветер дунет – они зашелестят.
– на продолжительном выдохе произносят звук «Ф».
А ветерок рассердится и дунет посильней,
И ветви закачаются быстрей, быстрей, быстрей!
– качают руками и глиссандируют звук «А» то вверх, то вниз.
Потом начнется листопад.
Листочки на землю летят.
– постепенно опускают руки вниз, четко произнося звук «П».
Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач, голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать и т. д., «голосам» неживой природы (тикать, капать и т. д.). звукоподражания очень выразительны. Они помогают детям представить звучание окружающей жизни. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности. У детей формируется определенная непринужденность звукообразования, легкость и полетность речевого голоса.
Систематическое
Кошка, как тебя зовут? – Мяу.
Стережешь ты мышку тут? – Мяу.
Мяу, хочешь молочка? – Мяу.
А в товарищи щенка? – Фррр!
Г. Сапгир
Они служат эффективным средством для развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Большое влияние оказывают и на развитие вокальных данных детей, т. к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука.
Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха :
– чувства ритма;
– темпа, тембра, интонационной выразительности;
– развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи;
– раздвигают границы диапазона речевого и певческого голоса;
– формируют естественное звучание голоса.
Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения доставляют детям много радости, так как в таких играх все дети чувствуют себя успешными. Например, речевая игра «Имена», в которой каждый ребенок проговаривает свое имя и имена других детей в разных вариантах, дополняя хлопками, шлепками по коленям.
Игра «Имена».
– обучающийся называет свое имя, четко произнося каждый слог.
– проговаривая свое имя, отмечает каждый слог хлопками, шлепками по коленям, щелканьем пальцев.
– произносит свое имя одновременно сначала тихо, потом громко.
– зовет кого-то тоненьким голосом.
Ритмодекламация – это четкое произнесения текста или стихов в заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувство слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т. к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может измениться по-разному.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.
Цель речевой зарядки – подготовить голоса детей к речи и пению.
В содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание, игры с голосом, речевые игры и ритмодекламация.
Речевые зарядки обостряют слуховое внимание, улучшают взаимодействие координацию слуха и голоса. Дети постепенно приобретают навыки звуковой ориентации. В речи они стараются проявить интонационную выразительность, а в пении – воспроизвести точную интонацию музыкальных звуков.
Очень весело и легко проходят игры с использованием потешек, считалок, пословиц, поговорок, так как они мелодичны и ритмичны. Стараюсь использовать игры в разных вариантах: первый раз с изменением динамики, затем с изменением регистров голоса и темпа произношения. Тексты речевых игр не разучиваем с детьми, они запоминают их в процессе игры.
При планировании календарных праздников также используются игровые приемы в разных видах музыкальной деятельности.
Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъем, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приемов пения – импровизации, а легкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной.
Список использованных источников
1. Гогоберидзе, А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М. : Детство-Пресс, 2013. – 656 с.
2. Деркунская, В. А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка / В. А. Деркунская // Справочник музыкального руководителя. – 2014. – № 2. – С. 4–9.
3. Евтодьева, А. А. Игровые приемы в распевании и обучении пению дошкольников / А. А. Евтодьева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – № 1. – С. 44–47.
4. Замыцкая Л. С. Обучение дошкольников выразительному пению в процессе формирования у них музыкальных и речевых навыков : метод. пособие / Л. С. Замыцкая, Н. Б. Крашенинникова. – Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2003. – 238 с.
5. Кацер, О. В. Игровая методика обучения детей пению : метод. пособие / О. В. Кацер. – СПб. : Музыкальная палитра, 2008. – 56 с.
6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.