Дарья Кружкова
Консультация для воспитателей «Для чего дошкольникам эксперименты?»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста любопытны и любознательны. Дети могут задавать десятки вопросов в день.
На протяжении всего дошкольного возраста познавательная деятельность, наряду с игровой, очень важна для развития личности ребенка. Одним из наиболее распространенных видов деятельности является экспериментирование с детьми.
Преимущество экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой. Постоянная необходимость анализировать, сравнивать и обобщать в ходе экспериментов обогащает память и стимулирует мышление. Дети должны сообщать о том, что они видят, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Для чего дошкольникам эксперименты?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Дети дошкольного возраста обладают врожденной способностью к наглядному и образному мышлению, поэтому эксперимент соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является практически единственным способом восприятия мира. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует формированию у ребенка дошкольного возраста общего представления о мире и основ культурного познания.
Проводя эксперименты с детьми дошкольного возраста, важно помнить, что главное- не помочь им приобрести усвоенные знания, а помочь сформировать аффективное отношение к окружающему миру и выработать навыки экологически грамотного поведения. Совершенно не нужно стремиться помочь детям выучить более сложные термины и словосочетания. Гораздо важнее развить у ребенка интерес к природным объектам, желание и умение наблюдать, помочь ему понять, что в окружающем мире все взаимосвязано.
В заключение следует отметить, что экспериментирование-это эффективный способ обучения детей всем формам и видам исследовательской деятельности. Кроме того, оно развивает самостоятельность детей. Они создают предпосылки для активного развития познавательного интереса к восприятию окружающего мира.
Эксперименты вызывают у детей интерес к изучению природы, развивают мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулируют познавательную активность и любознательность.
Организация и условия для экспериментальной деятельности дошкольников
В нашей группе есть уголок экспериментирования. Прежде чем начать эксперимент или опыт, мы с детьми сначала разбираемся с инструментарием и правилами поведения. Задача уголка- превратить детей в ученых, проводящих эксперименты. "Расскажи- и они забудут, покажи -и они запомнят, попробуй -и они поймут". Это золотое правило. Дети могут долго и тщательно разбираться в чем-либо, если будут слушать, смотреть и делать это сами. Исследования дают детям возможность найти ответы на вопросы "как", "почему" и "почему нет".
Что находится в нашем экспериментальном уголке :
-Увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы и магниты;
-Прозрачные и непрозрачные емкости разного объема: пластиковые стаканчики, ведерки, баночки;
-Природные материалы: галька разных цветов и форм, минералы, песок (разных цветов, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, веточки.
-Бросовый материал: мех, кусочки ткани, пробки, проволока, деревянные палочки, пластмасса, металл;
-Различныевидыбумаги:обычнаябумага,альбомы,тетради,калька,газеты.
-Гуашь, акварельные краски;
-Другие материалы: зеркала, пуговицы, макароны, гречка, пшено, соль, формочки, бечевка, шпагат.
В ходе экспериментов и опытов дети могут проявлять интерес к предметам и явлениям, потому что пытаются объяснить факты и связи, используя фразу "потому что. "; выражать собственные идеи и обобщать свои мысли об окружающем мире. Самостоятельно строить диаграммы и записывать результаты, применять знания в повседневной жизни. В ходе экспериментальной деятельности дети создают, анализируют и делают выводы и умозаключения о ситуации, которую предстоит разрешить в ходе опыта, и приобретают этот способ самостоятельного осмысления законов и явлений.
ВЫВОД: У детей старшего дошкольного возраста формируются устойчивые привычки самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, подробно рассказывать об увиденном. Экспериментирование должно стать нормой жизни и рассматриваться не как развлечение, а как наиболее эффективный способ ознакомления ребенка с окружающим миром и развития его мыслительных процессов. Эксперименты могут интегрировать все виды деятельности и все аспекты образования, развивать наблюдательность и любознательность, формировать готовность к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в сложных ситуациях и формировать творческую личность.