Получи документы

Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4–5 лет

Ходзицкая Галина Владимировна
Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, то это может привести к негативным изменениям в развитии личности ребенка.

Публикация «Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4–5 лет» размещена в разделах

Поскольку данная тема не до конца изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова : в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка; а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико – пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно – последовательной обработке информации.

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, мы говорим о том, что структура слова воспроизводится неверно.

До 3-х лет такое явление нормально. Беспокоится о состоянии речи ребенка не нужно. В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста логопеда. Слоговая структура – характеристика слога с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов.

Слоги, входящие в слоговую структуру слова, произносятся с чередующимся нарастанием и падением мускульного напряжения. Выделение громкого и длительного по произношению слога составляет основу словесного ударения. Ударный слог характеризуется длительностью, силой, высотой.

Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных или моторных возможностей ребенка.

Для объяснения механизмов возникновений речевых нарушений существует несколько подходов : Р. А. Белова-Давид, выдвигая сенсомоторную концепцию, отмечает, что речевое недоразвитие связано с патологией сенсомоторных функций (слуховой агнозией и апраксией).

Психологическая концепция указывает на патологию некоторых сторон психической деятельности, ведущую к речевым нарушениям; представители языковой концепции (психолингвистический аспект, Р. И. Лалаева [3], отмечает не сформированность языковых операций, процесса восприятия и порождения речевого высказываний.

Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются тем, когда произошло мозговое поражение. В настоящее время доказано, что от времени поражения в значительной степени зависит характер аномалии развитии мозга в целом. Наиболее тяжелое поражение мозга обычно возникает в период раннего эмбриогенеза [4].

В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций.

Уровень и успех овладения слоговой структурой слова зависит от сформированности сенсорного и моторного анализатора. У одних детей с недоразвитием речи наблюдается артикуляционная апраксия. Они воспринимают слоговую структуру слова, но не могут реализовать ее на моторном уровне. Во втором случае у детей на первый план выступает недоразвитие фонематического слуха. Ребенок искаженно произносит слоговую структуру слова, так как не слышит ритмико-интонационную последовательность слогов в слове.

Нарушения слоговой структуры по разному видоизменяют слоговой состав слова. Четко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет: нарушения количества слогов, искажение структуры отдельного слога, антиципации, персеверации.

Цель исследовательской работы состояла в том, чтобы разработать систему коррекционного воздействия при нарушении слоговой структуры слова у дошкольников 4-5 лет с общим недоразвитием речи с учетом механизмов нарушения слоговой структуры слова.

лоДля работы были выбраны две группы детей по 15 человек, было проведено исследование групп по методике, разработанной с учетом рекомендаций А. К. Марковой, Г. В. Бабиной, Н. Ю. Сафонкиной. В методику включены три серии заданий, она адаптирована для детей дошкольного возраста 4-5 лет с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

На констатирующем этапе исследования решалась задача выявления состояния слоговой структуры детей.

Мы выявили, что обследуемые нами дети с недоразвитием речи имеют низкий и средний уровень сформированности слоговой структуры, фонематического слуха и в некоторых случаях артикуляционной моторики.

Преобладающим нарушением слоговой структуры слова у детей со средним уровнем является сокращение слога и трудности в звуковом наполнении слогового контура. При артикуляционной кинетической апраксии в момент восприятия речи осуществляется скрытая связь речеслухового анализатора с речедвигательным. Исходя из этого, можно предположить, что слоговая структура слова, реализуемая речедвигательным анализатором, непосредственно связана с фонетическим слухом как функцией речеслухового анализатора. Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных или моторных возможностей ребенка.

На основе результатов Теоретического анализа литературных данных и анализа исследования речи детей, была разработана методика формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи, определяющая направления, и этапы логопедической работы.

Работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с онр ведется по следующим направлениям:

Работа по восприятию различных типов интонаций.

• Развитие тактильных ощущений; ритмических способностей.

Работа над составом слова и по сохранению и развитию слогового состава слова.

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выделить и определить не сформированные компоненты речи у детей с общим недоразвитием речи, и, определить, таким образом, содержание коррекционной работы.

Этапы коррекционной работы :

1. Подготовительный этап – работа проводится на невербальном и вербальном материале.

Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка, сформировать оптико-пространственную ориентацию.

На данном этапе идет распределение типов заданий в зависимости от механизма нарушения. Данный этап подготавливает детей к основному этапу формирования слоговой структуры. Дети разделяются на 2 группы: первая с нарушением фонематического восприятия, а вторая с нарушением артикуляционной сферы.

2. Собственно коррекционный этап – работа ведется на вербальном материале, над средствами языка и последовательно осуществляется на нескольких уровнях.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

По окончании коррекционной работы мы провели контрольный эксперимент в той же группе детей с использованием указанной выше методике. Проведение контрольного среза было необходимо для того, чтобы выявить, произошли какие либо изменения, после проведения комплекса занятий по формированию слоговой структуры слова у детей 4-5 лет за время проведенного формирующего эксперимента. И увидели, что общий уровень сформированности слоговой структуры на контрольном этапе повысился.

Полученное эмперическое значение (4.9) находится в зоне значимости, что позволяет судить об эффективной коррекционной работе. Таким образом, коррекция слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи требует длительного, систематизированного воздействия с учетом ведущего механизма нарушения.

Литература

1. Белова-Давид Р. А. Клиническая характеристика детей с нарушениями звукопроизношения//Специальная школа. - 1967. - №1. – С. 114-121

2. Гвоздев А. Н. От первых слов до первых книг. Дневник научных наблюдений. – Саратов: Изд-во Саратовского Ун-та, 1981. – С. 23

3. Лалаева Р. И., Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб. : 1999.

4. Маркова А. К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР. – М. : Просвещение, 1963. – С. 25

Публикации по теме:

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Доклад к семинару «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи» Провела: учитель – логопед Колпакова.

Индивидуальное занятие по формированию слоговой структуры слова Индивидуальное занятие по формированию слоговой структуры слова Цели: 1) Закрепить умение правильно произносить звук «р» в открытых слогах;.

Из опыта работы учителя-логопеда «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР»Из опыта работы учителя-логопеда «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР» Данная работа будет интересна, как начинающему логопеду, так и логопеду с опытом. В ней последовательно отражены этапы коррекционной работы.

Комплекс игр для автоматизации звука [С], развития фонематического слуха и слоговой структуры слова «Сидят совы на суку»Комплекс игр для автоматизации звука [С], развития фонематического слуха и слоговой структуры слова «Сидят совы на суку» Лексический материал Лексический материал подобран без «трудных звуков» позднего онтогенеза: шипящих, соноров и свистящих (кроме автоматизируемого.

Конспект открытого логопедического занятия: по формированию слоговой структуры слова «Путешествие в осенний лес». Путешествие осенний лес. Цель: -Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень. Деревья осенью». Задачи: -Совершенствование.

Консультация «Нарушение слоговой структуры слова» Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До.

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Среди разнообразных задач специального обучения в детском саду особое место должно быть отведено овладению звуковой и слоговой структурой.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста» «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр»«. Связная речь как бы вбирает в себя.

Перспективный план работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова. 1 Форма проведения занятий – индивидуальная. Общее количество занятий – 20. Количество занятий в неделю -1. № Зан-я Тема занятия Цель занятия.

Конспект логопедического занятия «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР» (старший дошкольный возраст) ОГКСУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Надежда». Конспект коррекционно-развивающее логопедического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4–5 лет
Опубликовано: 18 октября 2017 в 15:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ходзицкая Галина Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД