Ирина Кулеш
Консультация «Нарушение слоговой структуры слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или
наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно.
До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова :
касанавт (космонавт, мацицикл (мотоцикл, мицанелъ (милиционер,
и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако, если ребёнок в
Публикация «Консультация „Нарушение слоговой структуры слова“» размещена в разделах
возрасте 4-5 лет произносит: КАСАВОКА (СКОВОРОДКА, ПИСОСЪ (ПЫЛЕСОС, АНГА (НОГА, ЛИПЕКА (ТАБЛЕТКА) и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае малышу требуется помощь специалиста-логопеда.
В системе языка с тремя её составляющими – фонетикой, лексикой и грамматикой – слоговая структура занимает особое место. С одной стороны,
это, несомненно, часть произносительной стороны речи – фонетики
(Т. Г. Егоров, Н. Х. Швачкин и др.). Но с другой – существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников (Р. Е. Левина, А. К. Маркова и др.). Поэтому ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДЕНИЦЫ, а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.
По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры и на грамматический строй языка.
Р. Е. Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребёнка тесно связано со слогообразованием. По мнению Д. Б. Эльконина, овладение граммати-
ческим строем напрямую зависит от ориентировки ребёнка в звуковой системе родного языка. Улучшая последнюю (и, в частности, воспроизведение слоговой структуры слов, мы создаём основу для усвоения детьми разнообразных грам-
матических конструкций и грамматики в целом.
А. К. Маркова указывает на связь овладения слоговым составом с мотива-
ционной стороной деятельности ребёнка, уровнем его артикуляционных воз-можностей, состоянием слухового (фонематического) восприятия. Она же
подтверждает, что вследствие искажений слогового состава слова затрудняется общение дошкольников, усвоение ими звукового анализа, а затем грамоты.
Стойкое искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше четырёхлетнего возраста является симптомом глубокого нарушения фонема-
тического восприятия, которое, в свою очередь, неизбежно свидетельствует об общем недоразвитии речи у такого ребёнка.
Рассмотрим некоторые типичные примеры искажения слоговой структуры
слов детьми пятилетнего возраста:
регулировщик – АНЯЛОТИК, ИГУЛЕТИК;
сковородка – КАВОТА, СЯКАВОТЯ;
стрекоза – КОЗА, СИТАЗЯ;
табуретка – БУТЕКА, ТУБЕКА;
перекрёсток – ПИКЁСЯ, КИПЁСЯК;
виноград – БИЛЕДАТ, ВИГАНА;
дверь – ДЕЛЪ, ДЕИ.
Наряду с сокращением слогов, их перестановками, искажениями и заме-
щениями, в каждом примере встречается нарушение воспроизведения стечений
согласных звуков. Данный дефект Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Л. Б. Есечко и О. Н. Усанова выделяют как самый распространённый при произношении слов
различной слоговой структуры детьми, страдающими общим недоразвитием
речи.
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ
СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал
ребёнок проговаривает отражённо, вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков воспроизводятся заученные стихи, скороговорки, рассказы. На
заключительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры
слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи (составление
предложений, рассказов, диалог на заданную тему и пр.).
В случае возникновения у ребёнка затруднений слогового состава
слово произносится медленно, раздельно по слогам, при одновременном
отхлопывании его слогового контура.
Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания.
При многократном повторении в ходе отработки слогового состава слова
параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается
в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава.
2. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ
СТРУКТУРЫ СЛОВА
а)ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Создание фонетико – фонематической базы для коррекции нарушений слоговой структуры слова)
1. ФОНЕТИЧЕСКАЯ БАЗА – овладение произношением всех гласных, а
также согласных звуков раннего онтогенеза (М,Н,Б,П,В,Ф,Д,Т,Г,К,Х и их мягких
вариантов, исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т. п.
2. ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ БАЗА – способность к воспроизведению:
- сочетаний гласных звуков (АУИ, АОУИ, УОИА и пр.);
- слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками
(ТА-ТО-ТУ, ПЫ-ПУ-ПА);
- слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками
(ПА-КА-ТА, ДО-БО-ГО);
- слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-
глухости (ДА-ТА, ПА-БА);
- слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твёрдости-
Мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ);
- слов, близких по звуковому составу (БОК-БАК-БЫК).
Б)ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
- соотнесение звучания слов со зрительными образами;
- воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков;
- проговаривание слов (и их сочетаний, содержащих стечения согласных
звуков.
Существует 14 типов слов, над которыми последовательно проводится
работа по преодолению нарушений слоговой структуры.
Типы слоговой структуры слов
I. Двухсложные слова, состоящие из открытых слогов :
ДЫНЯ, ВОДА, СОВА, ВАТА,
КОФЕ, МУХА, МЫЛО, ДЕТИ, НОГИ, ЛУНА, ДУХИ, ВЕСЫ, ВАЗА, НОТЫ, КОЗА, ЗУБЫ.
II. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов :
ЛОПАТА, СОБАКА, КУБИКИ, САПОГИ,
КАБИНА, ПАНАМА, УТЯТА, ГОЛОВА,
МАЛИНА, ГАЗЕТА, МИМОЗА, ЯГОДЫ,
МАШИНА, МОНЕТА, КОЛЕСО, МОЛОКО.
III. Односложные слова, состоящие из закрытого слога :
МАК, ЛУК, МЯЧ, КИТ,
ЛЕС, ЖУК, СОМ, СОК, ДУБ, ЛЕВ, МЕД, ДОМ, КОТ, ГУСЬ, ДЫМ, НОС.
IV. Двухсложные слова, состоящие из одного открыто
го и одного закрытого слога :
ЛИМОН, ВЕНИК, БУКЕТ, БАНАН, ОГОНЬ, ПАКЕТ, БИДОН, ГАМАК, ВАГОН, БАТОН, УТЮГ, ПЕТУХ, КАТОК, ДИВАН, СОВОК, КАНАТ.
V. Двухсложные слова со стечением согласных в сере
дине слова :
БАНКА, ЮБКА, ПИСЬМО, ВЕТКА, БУКВЫ, УТКА, ВАННА, НИТКИ, ВИЛКА, КЕПКА, ТЫКВА, ТАПКИ, ОКНО, КОНЬКИ, МАЙКА, ТАКСИ.
VI. Двухсложные слова с закрытым слогом и стечени
ем согласных в середине слова :
ЧАЙНИК, ПОДНОС, АЛЬБОМ, ДОЖДИК, КАКТУС, ФОНТАН, МЕДВЕДЬ, БУБЛИК, МАГНИТ, ТЮЛЬПАН, ИНДЮК, ДЕЛЬФИН, КОСТЮМ, КОМПАС, СОЛДАТ, ПАВЛИН.
VII. Трехсложные слова с закрытым слогом :
КОЛОБОК, САМОЛЕТ, ПОМИДОР, ЧЕМОДАН,
БЕГЕМОТ, ПЕТУШОК, АНАНАС, ВАСИЛЕК,
ТЕЛЕФОН, БАРАБАН, ВОДОЛАЗ, ПОПУГАЙ,
МОЛОТОК, КАПИТАН, ТЕЛЕНОК, МАГАЗИН.
VIII. Трехсложные слова со стечением согласных:
ЯБЛОКО, ШАХМАТЫ, КОЛБАСА, КОНФЕТЫ,
КУКУШКА, ГАНТЕЛИ, КОМНАТА, КАЛИТКА,
БОТИНКИ, УЛИТКА, КАПУСТА, УДОЧКА,
ИГОЛКА, БЕСЕДКА, ВАЛЕНКИ, ДЕВОЧКА.
IX. Трехсложные слова со стечением согласных и за
крытым слогом :
АВТОБУС, КУЗНЕЧИК, ОСЬМИНОГ, ХУДОЖНИК, АВТОМАТ, ЯГНЕНОК, ШИПОВНИК, САДОВНИК, ПАМЯТНИК, ПОЛОВНИК, БУДИЛЬНИК, АПЕЛЬСИН, ВИНОГРАД, ОХОТНИК, МАЯТНИК, КОФЕЙНИК.
X. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных:
МАТРЕШКА, ИЗБУШКА, ИГРУШКИ, НЕЗНАЙКА,
ВИНТОВКА, ЛАМПОЧКА, АНТЕННА, ТАБЛЕТКИ,
МОРКОВКА, СКАКАЛКА, КЛУБНИКА, ГВОЗДИКА,
СКАМЕЙКА, ИНДЕЙКА, ФУТБОЛИСТ, ГАРМОШКА.
XI. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова :
ЛИСТ, БОЛТ, КУСТ, ТАНК, КЕКС, ЗОНТ, ЛИФТ, ВИНТ, БАНТ, ЗНАК, ДНО, КЛЕЙ, ФЛАГ, ХЛЕБ, ГНОМ, ШКАФ.
XII. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных:
ЗВЕЗДА, ШТАНГА, ГНЕЗДО, СПИЧКИ,
ПТЕНЦЫ, ФЛАЖКИ, КЛЮШКА, ГВОЗДИ,
ПЛЕТКА, КЛЕТКА, КЛЮКВА, СКАЛКА,
КНОПКА, СВЕКЛА, КНИЖКИ, ТРАВКА.
XIII. Четырехсложные слова, состоящие из открытых
слогов :
ПИАНИНО, ЕЖЕВИКА, КУКУРУЗА, БУРАТИНО, РАКОВИНА, ПУГОВИЦА, ГУСЕНИЦА, ПОМИДОРЫ, ОДЕЯЛО, ЧЕРЕПАХА, ЯЩЕРИЦА, МУХОМОРЫ, ВИТАМИНЫ, МАКАРОНЫ, ПАУТИНА, ЧЕМОДАНЫ.
XIV. Четырехсложные слова со стечением согласных:
ЗЕМЛЯНИКА, БАКЛАЖАНЫ, ВОСПИТАТЕЛЬ,
МЕДВЕЖАТА,
АВТОМОБИЛЬ, ОСТАНОВКА, ПОДБОРОДОК,
МАГНИТОФОН,
АКВАРИУМ, ОБЕЗЬЯНКА, ОДУВАНЧИК,
ПАПОРОТНИК,
ПОЛОТЕНЦЕ, ХОЛОДИЛЬНИК, ЭКСКАВАТОР,
МОТОЦИКЛИСТ.
В)ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ ТОЧНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ
СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
1. Отражё нное проговаривание и заучивание:
- слов, словосочетаний и предложений,
- рифмовок и стихов,
- скороговорок,
- рассказов.
2. Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой
структуры слова в самостоятельной речи:
- составление рассказов по опорным словам,
- описание предметов,
- придумывание конца или начала к рассказу педагога,
- сравнивание объектов,
- диалог на заданную тему,
- рассказывание по воображению,
- придумывание сказок по набору игрушек и т. п.
Использованная литература:
1. Маркова А. К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи, 1963г.
2. Левина Р. Е. Недостатки речи и письма у детей, 1965
3. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи, 1999г.
4. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей, 2007г.