Людмила Клычкова
Диалог в развитии речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Диалог в развитии речи дошкольника»
Введение:
Овладение диалогической речью-необходимое условие полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т. д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.
Публикация «Диалог в развитии речи дошкольника» размещена в разделах
В работах Галицких Е. О. указано, что диалог- сложная форма социального взаимодействия.
Обучение диалогической речи протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях.
В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры, перед сном и т. д. Неподготовленной беседа является для детей, воспитатель же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения. Подготовленность педагога состоит в том, что, являясь носителем грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации общения своей речью учит детей языку.
Рузская А. Г. предлагает на специальных занятиях по развитию диалогической связной речи использовать прием подготовленной беседы и прием театрализации (имитации, пересказа).
Подготовительная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, во-вторых, отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять смысл неизвестных малышам слов.
Театрализация художественных произведений, пересказ прочитанных сказок, стихотворений, беседа по ролям дает возможность совершенствовать разговорную речь, в частности интонационную сторону речи, разнообразить речь детей в эмоциональном отношении.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении, по мнению Новотровцовой Н. В., является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу, поскольку стимулом к участию в разговоре служат коммуникативные мотивы. Аналогичными по степени коммуникативности можно считать и правильно построенные беседы с детьми (подготовленные разговоры). Именно поэтому беседы и разговоры воспитателей с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, каждодневного речевого взаимодействия педагога с детьми. Как методические приемы они универсальны, поскольку возможность продемонстрировать образцы различных реплик и выполнение правил ведение диалога в них сочетается с привлечением воспитанников к воспроизведению этих образцов.
Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.
Опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения.
В младшем дошкольном возрасте также как и в дошкольном можно применять игру как на занятиях, так и во внеучебное время.
К игровым упражнениям в диалоге можно отнести :
1. Любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию, правила или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями.
2. Передача литературных текстов по ролям.
Чтение стихов по ролям-один из методов подобного плана. Подбираем для этого стихи, потешки с различными функциональными репликами, педагог способствует
Усвоению разнообразия реплик.
Заключение.
Многие традиционно проводимые формы работы с детьми могут целенаправленно использоваться для развития диалога ребенка. В совокупности с другими методами они обеспечат решение задач развития у дошкольников диалогической речи. Также совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд предоставляют широкие возможности для налаживания диалогического общения.