анна
Родительский клуб как форма взаимодействия с семьей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Многие годы воспитание в нашей стране из семейного превращалось в преимущественно общественное. Однако в настоящее время, в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Необходимость работы с родителями диктуется не столько потребностью помощи детскому саду со стороны пап и мам, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка.
Публикация «Родительский клуб как форма взаимодействия с семьей в ДОУ» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2018
Родители сейчас, не смотря на обилие информации, а может и вопреки ей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Им необходимы точные, однозначные ответы на вопросы о развитии своих малышей, о том, как с ними взаимодействовать, что читать, о чем говорить, как себя вести в сложных ситуациях.
Консультации необходимы родителям всех социальных групп. Даже если никаких особых проблем во взаимодействии с ребенком у родителей нет, им хочется узнать что-то новое о своем чаде, научиться чему-то новому, послушать других родителей и педагогов. Родителям не нужны долгие лекции, сложные научные выкладки, им интересно познакомиться с основными этапами развития самооценки и саморегуляции, психических процессов, разных структур личности ребенка; знать, какими способами можно развивать своего малыша, как помочь ему в общении с другими детьми, обучении и личностном росте.
Некоторые из родителей, приводя ребенка в группу детского сада, проявляют интерес к вопросам воспитания, но при этом в каждом конкретном случае педагогического взаимодействия оказываются в растерянности и затрудняются сделать необходимый выбор.
Именно поэтому в нашем детском саду созданы клубы «Ступеньки роста» и «Школа родительской мудрости»» для родителей воспитанников.
Клуб создает условия для организации регулярных содержательных встреч, поэтому каждое занятие клуба обозначено определенной темой с согласия участников и в соответствии с имеющейся программой
Клубная форма взаимодействия обеспечивает преемственность и непрерывность во встречах педагогов, психологов, родителей.
При наличии развитых форм клубной работы встречи в клубе могут проводиться в форме дискуссий, тренингов, развивающих игр и пр. В клубе руководитель выступает в качестве организатора и эксперта, находясь на втором плане обсуждений. Обмен родительским (педагогическим) опытом – главное и основное, что организуется в наших Клубах.
Для удовлетворения потребностей родителей в психолого-педагогических знаниях в настоящее время лекционная форма работы перестала себя оправдывать. Это можно объяснить тем, что лекционная информация воспринимается современными родителями как давление со стороны педагогов. При этом известно, что в процессе пассивного слушания усваивается только 10-20% информации, да и мотивация участников снижается, поскольку, как правило, лектором не учитывается жизненный опыт участников и их личный запрос к специалисту.
Главным условием нашей работы с родителями стало сотрудничество, а средством - общение, несмотря на то, что это самый привычный способ устанавливать отношения с людьми.
Но методы общения и взаимодействия были выбраны активные:
лекция - диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;
дискуссия – “круглый стол”, совместное обсуждение какой-либо проблемы;
психологические тренинги, игры (ситуативно-ролевые, разогревающие и т. д.);
диагностика, рефлексия (тесты, опросники, задания).
На встречах с родителями для усиления их эффективности мы используем анкеты, рисуночные пробы, цветодиагностика и многое другое.
Основные этапы работы по организации клубов в учреждении :
1. Теоретический- Изучение опыта работы клубов для родителей социально-психологической направленности в городе и регионе,
2. Подготовительный
2.1 Работа специалистов ДОУ
- Мотивационный семинар по вопросу организации родительского клуба
- Поиск эффективных форм работы с родителями с целью повышения их компетентности в вопросах воспитания детей; развитие отношений взаимопонимания и сотрудничества между педагогами ДОУ и родителями
2.2 Работа с родителями
- Мотивационные встречи с родителями в группах ДОУ
- Проведение тематических встреч с родителями, изучение их мнения о целесообразности организации в ДОУ клуба для родителей
3. Организационно-методический
- Создание творческой группы по руководству Клубом.
- Разработка положения о Клубе.
- Разработка тематического плана работы
4. Теоретико-практический (апробирование деятельности родительского клуба)
- Разработка сценариев тематических встреч
- Проведение тематических встреч с родителями дошкольников
- Анализ предварительных результатов
5. Научно-методический
- Анализ результатов проведения родительского клуба в ДОУ
- Описание этапов работы
- Обобщение опыта работы
Основные функции групповой работы:
- Коммуникативная – создание и сплочение родительского коллектива как субъекта педагогической деятельности.
- Личностно-ориентированная - раскрытие родительского и педагогического потенциала участников.
- Содержательная - решение проблем, возникающих в межличностных детско-родительских отношениях.
- Инструментальная - выработка у родителей умений и навыков анализа, саморефлексии.
В начале каждого года мы проводим анкетирование родителей по вопросу работы клуба. Это позволяет выявить наиболее интересные темы для обсуждения, время заседаний, ожидания родителей от работы Клуба.
72% родителей желают посещать заседания Клуба. Основными условиями, которые необходимы для этого, были названы: вечернее время проведения – 46%, наличие свободного времени – 35%, интересные темы – 9%.
Наиболее интересными формами проведения заседаний были выбраны: обсуждение – 42%, дискуссия – 20%, круглый стол – 14%.
Также родители указывают темы, которые были бы им интересны, исходя из этих запросов и были выбраны темы для заседаний Клуба.
Во время наших заседаний мы пришли к следующим выводам о том, как повысить эффективность групповой работы:
1. Ориентироваться на интеллектуальные и эмоциональные ресурсы родителей.
2. Учитывать предпочтения и пожелания участников.
3. Выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решений.
4. Обсуждаемая проблема должна приниматься и осознаваться участниками.
5. Оказывать помощь друг другу в решении проблем детей.
Преимущества клубной организации состоят в следующем:
1. Появляется возможность объединять родителей, сплачивать родительский коллектив, благодаря доброжелательной атмосфере, свободному добровольному участию, выбору тем с учетом общих интересов.
2. Атмосфера свободного общения позволяет более открыто выражать свое мнение, увереннее чувствовать себя всем участникам, без опасения негативных последствий.
3. Родители получают возможность не только открыто задать свои вопросы и поделиться проблемами, но и осознать само наличие таких проблем. Зачастую, родители боятся сами себе признаться в том, что у них что-то идет не так, как хотелось бы или не обращают внимания на мелкие признаки. Придя из любопытства на заседания Клуба, многие находят ответы на свои еще до конца не оформившиеся вопросы.
4. Формат свободного общения, вопросов и ответов, обмена мнениями позволяет не учить родителей педагогике и психологии, а дать им возможность самим придти к разрешению своих сомнений.
5. Темы для обсуждения выбираются из предложенных самими родителями, таким образом, в рамках Клуба реализуется социальный заказ.
Правила взаимодействия участников Клуба :
1. Уважение мнения каждого участника.
2. Активная работа всех членов Клуба
3. Краткое, четкое формулирование своего мнения о проблеме.
4. Обсуждение ПРОБЛЕМЫ, а НЕ личности!
5. Взаимная помощь и поддержка.
6. Говорим только от себя и за себя.
7. Помогаем друг другу становиться мудрее и увереннее в роли родителей.
Правильно организованные встречи специалистов детского сада с родителями помогают позитивному общению, способствуют выработке единой стратегии воспитания детей той или иной возрастной группы, анализу и коррекции поведения детей.