Морозова Екатерина
Детский танцевальный флешмоб как эффективное средство развития двигательной активности современных дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Е. О. Морозова
инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад № 154
Адмиралтейский район
г. Санкт-Петербург
Санкт-Петербург – город, который по праву можно назвать центром культурного наследия и колыбелью российской науки! И конечно, Петербург является центром здоровья. Здесь находятся важные спортивные объекты, такие как Ледовый дворец, спортивный комплекс «Юбилейный», Сибур арена, М-1 Арена, Академия ФК «Зенит», стадион «Санкт-Петербург», где проходил чемпионат мира по футболу, зрелище захватившие миллионы взрослых и детских сердец, движение которых помогало нашим спортсменам достигать высоких побед и свершений. Движение тела, движение мысли…
Публикация «Детский танцевальный флешмоб как эффективное средство развития двигательной активности современных дошкольников» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
В самом центре Петербурга, где переплетается прошлое и настоящее, судьбы поколений, история страны и города, находится наш детский сад для маленьких Петербуржцев. Это особое пространство, где каждый день совершаются открытия-движения, где решают такие простые и сложные жизненные задачи, где царит атмосфера энергии, сотрудничества, партнерства, где здоровый образ жизни всегда в моде, здесь учитывается еще небольшой, но уже имеющийся практический опыт каждого малыша!
Не так давно в наш лексикон вошло слово «флешмоб». В переводе с английского "Флешмоб" означает мгновенная толпа ("flash" - миг, "mob" - толпа). Используются эти слова для обозначения определенного рода действий, когда участники флешмоба собираются в одном месте и действуют согласно заранее определённому плану (сценарию).
Иначе, флешмоб преднамеренно спланированная акция-мероприятие с участием людей, носящая поддерживающий, тематический смысловой характер.
На сегодняшний день большую популярность приобрел танцевальный флешмоб.
Танцевальный флешмоб является новой и привлекательной для детей и молодёжи формой активного времяпрепровождения, способствует приобщению к здоровому образу жизни. Детский флешмоб можно рассматривать, как систему акций-мероприятий, направленных на поддержку и укрепление здоровья ребенка (оздоровление, его нормальное (соответствующие возрасту) физическое и психическое развитие, социальную адаптацию.
Детский танцевальный флешмоб – одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных направлений. Доступность этого вида основывается на простых танцевальных движениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы ребенка. Эмоциональность достигается музыкальным сопровождением, элементами танцев, а также образными простыми ритмичными упражнениями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
ЦЕЛЬЮ детского флешмоба является популяризация активного отдыха и здорового образа жизни.
Для дошкольников можно сформулировать следующие ЗАДАЧИ детского танцевального флешмоба:
1. Поддержка идей здорового образа жизни для детей дошкольного возраста;
2. Развитие творческих и созидательных способностей детей;
3. Содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
4. Воспитание умений эмоционально выражать раскрепощенность и творчество в движениях;
5. Поддержка позитивного отношения различных субъектов образования к активному образу жизни.
СООРГАНИЗАТОРАМИ танцевального флешмоба в 2014 году стала администрация и педагоги Педагогического колледжа № 8, которым мы предложили на День дошкольного работника принять участие в флешмобе на территории нашего ДОУ и выступить с танцевальной композицией студентов, которые, в свою очередь, стали постепенно вовлекать в свой танец-действие детей старшего дошкольного возраста.
Идея оказалась интересной, увлекательной, затягивающей в себя и, дающая на будущее, рост творческого потенциала с нашей стороны и привлечение молодых кадров в наше учреждение!
На следующий год в рамках проведения Дня дошкольного работника, совместными усилиями с колледжем, были подключены студенты, преподаватели, родители, а также впервые были включены отдельные танцевальные номера взрослых-сотрудников нашего ДОУ. С этого момента времени началась систематическая организация и проведение массовых танцевальных мероприятий на территории ДОУ и за его пределами с приглашением других дошкольных учреждений района, родителей, начальных классов школы № 307 и сотрудников детской поликлиники № 24.
Мероприятия нашего танцевального флешмоба самые разнообразные и имеют тематический характер: Участие во Всероссийском конкурсе «Супергерои против простуды и гриппа»; «В здоровом теле, здоровый дух», «День медицинского работника», «Спортик в гостях у детей», «Олимпионик и его друзья», «Вечная память» и др. Подобные мероприятия направлены на формирование у воспитанников простых танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка.
Продолжительность танцевального флешмоба на территории не превышает 20 минут, уличные танцевальные акции проходят от 5-10 минут. Детский флешмоб проводится с детьми разного возраста, начиная с пяти лет с родителями на территории ДОУ.
В 5-7 лет ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных движений. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный, разный репертуар. Дети младшего дошкольного возраста непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно под музыку, доставляют им большую радость. Однако, малыши не точны и нескоординированные при выполнении движений, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и они принимают участие в мероприятиях вместе с воспитателями, как активные зрители.
Движения под музыку являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей и взрослых, позволяющих свободно и непринужденно выполнять движения. На таких мероприятиях создается необходимый двигательный режим, положительный психологический комфорт. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Танцевальный детский флешмоб должен быть игривым, интересным и позитивным. Участники весело проведут время, если музыка будет подходящей и соответствовать возрасту дошкольника.
Если мы готовим танцевальный флешмоб, то и строиться он по правилам постановки хореографического номера. Главное не допускать ошибок. Одна, из которых монотонное, без развития действия, выполнение движений под музыку. Даже если они будут синхронными, через 30-40 секунд на это надоест смотреть, в конечном итоге и двигаться.
Необходимо подчеркнуть соблюдение этапности в постановки танца:
I этап. Экспозиция – знакомство зрителя с исполнителем. Это первые секунды танца. Здесь главное выход - дать возможность ребенку узнать и почувствовать себя в движении. Нельзя использовать сложные движения и композиции, на данном этапе они останутся не замеченными, потому что дети сначала рассматривают исполнителей, их внешний вид, вслушиваются в музыку.
II этап. Развитие действия. А вот дальше действие усложняется красивыми, дополнительными несложными движениями, иногда добавляются легкие перестроения. Ребенок вместе с педагогом на этом этапе экспериментирует, меняет и выбирает. Завершается этот этап кульминацией, т. е. в номере обязательно должен быть момент наивысшего накала. Он должен совпадать с кульминацией в музыке. Это может быть самое сложное и красивое движение.
III этап. Развязка или финал. Движения должны плавно привести из кульминации к финалу, но при этом никаких усложнений. Один из приемов, которые позволят облегчить постановку, это взять на развязку начало номера. Финал должен быть ярким и запоминающимся, именно он останется в памяти исполнителей и зрителей. В флешмобе это может быть остановка, замирание в одинаковых или разных позах, либо красивый рисунок «стопкадр».
Чтобы праздник удался, а детям при подготовке к нему не было скучно, мы подбираем простые движения для флешмоба. Такими движениями являются прыжки, повороты, хлопки – главное, чтобы это было весело, и все участники могли их выполнить.
Создание теплой, дружественной и непринужденной атмосферы – одно из условий при проведении танцевального детского флешмоба. В этом отношении важна позиция педагога. Самое главное – не столько результат деятельности, отточенность движений под музыку, сколько сам процесс движения, доставляющий радость. Важно, чтобы действия взрослого были направлены на то, чтобы дать возможность ребенку почувствовать уверенность в собственных силах.
Для того чтобы дети лучше двигались под музыку, необходимо увеличить время занятий движениями, т. е. активизацию двигательной активности детей под музыку в процессе всего времени пребывания в детском саду (на утренней гимнастике, на физкультурных и музыкальных занятиях и между ними, на прогулке, развлечениях и т. д.).
Другими словами, чтобы научиться двигаться, надо, прежде всего много двигаться. Сам процесс движения должен быть радостным, привлекательным для детей, а не превратиться в муштру.
Важное условие – это согласованность, сплоченность действий всего педагогического коллектива, использование единого музыкального репертуара в разных формах работы с детьми, а также единство в подходах разных специалистов. Каждый педагог подхватывает и дополняет на своих занятиях музыкально-ритмический материал. «Собраться вместе есть начало. Держаться вместе есть прогресс. Работать вместе есть успех» - вот девиз предлагаемого подхода в нашем педагогическом коллективе.
Многолетний опыт работы и проведенный мониторинг за последние годы позволяет сделать определенные выводы:
1. Увеличилось количество танцевальных детских флешмобов на
территории ДОУ и за его пределами разного тематического характера (с 1-2 до 5-7 в год);
2. Увеличилось количество участников мероприятий (с 50 до 140-155);
3. Улучшается с каждым годом вариативность эстетического оформления танцевальных флешмобов.
Вместо заключения. Констатируя результаты работы в области организации детских танцевальных флешмобов, как эффективного средства развития двигательной активности современных дошкольников можно сказать, что происходит создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства. Социальное партнерство позволяет не только формировать внешнюю среду для деятельности ДОО, создавать положительный имидж учреждения, но и наращивать, развивать внутренний потенциал педагогов, детей и родителей.
Литература.
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика – программа по ритмической пластике для детей. – СПб. : ЛОИРО,2000
2. Елисеева Е. И., Родионова Ю. Н. Ритмика в детском саду. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – М. : УЦ «Перспектива», 2012.
3. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб. :«Речь», 2002.
4. Потапчук А. А., Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. – СПб. : «Речь», 2001.
5. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-Фи-Дансе». Танцевально – игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – СПб. : «Детство – Пресс», 2000.