Ольга Павлова
Статья «Лечение» сказками
▼ Скачать + Заказать документы
«Лечение» сказками
ами[/b]
Приводя ребенка в детский сад, родители рассчитывают получить определенные результаты: развить речь ребенка, его творческие способности и ручную умелость. Но помимо этого на наших занятиях в детском саду происходит нечто, подчас незаметное, ни родителям, ни детям: исцеление детской души, ее тонкая настройка на гармонию с миром и людьми.
Чем дольше ребенок верит в волшебника, в Деда Мороза, в то, что злодеев, похожих на Бабу Ягу или Змея Горыныча можно победить, тем ярче, радостнее и оптимистичнее будет его жизнь.
Публикация «Статья „Лечение“ сказками» размещена в разделах
Ребенок, как и взрослый в своей жизни сталкивается с различными проблемами. Но «взрослые» решения проблем им не всегда подходят. Как же справится с чувствами, которые просто переполняют ребенка, будь это радость или печаль, раздражение или гнев?. В этом случае спешит на помощь сказка. А психологический прием, который помогает справиться с проблемами ребенка, называется сказкотерапия.
В своей работе с детьми мы используем практически все виды сказкотерапии : анализ и интерпретацию сказок; сочинение сказок; драматизацию сказки; рисование по сказке, в том числе проективное рисование; лепку сказочных персонажей; сказочное путешествие; куклы (бибабо, пальчиковые, мягкие игрушки, лепные персонажи). От чего отталкивается ребенок, сочиняя свои истории? От накопленного жизненного опыта, в том числе от хранящихся в его памяти сюжетов прослушанных сказок. Поэтому начинаем мы с чтения.
Считается, оптимальным возраст для сказок с четырех до девяти лет. До четырех лет не до конца сформирован образ «Я», поэтому эмоции мало дифференцированы - они либо положительные, либо отрицательные. Ребенок практически не осознает их, к тому же еще не сформирована ролевая игра, она носит манипулятивный характер - малыш просто что-то делает с предметами: кормит куклу, катает кукольную коляску, строит башенку, домик, но не вживается в какую-то роль. Хотя для гиперактивных детей можно сказку «Колобок» проиграть и в три года. Мы знаем, что в любой сказке есть сюжет, то есть четкая последовательность событий, есть главные и второстепенные герои. Сказка, как и любое другое художественное произведение, влияет на человека через механизм идентификации. Ребенок отождествляет себя с одним из героев. Как правило, это главные положительные герои, поэтому все его переживания, размышления малыш пропускает через себя, сочувствует ему, испытывает точно такие же эмоции, как если все это происходило с ним. Если ребенок не испытывает интерес к сказке, то он и не может отождествлять себя с каким - либо героем. Например, сказка «Репка»- она интересна младшим дошкольникам просто как некое внешнее захватывающее действо. Но уже после нескольких прочтений у малыша (2-3 года) эта сказка не вызывает ни каких эмоций. Ведь трудно себя отождествить с репкой, с внучкой, Жучкой, их переживания и размышления в сказке не прописаны. А вот «Красную шапочку», «Буратино» или «Дюймовочку» дети просят перечитать снова и снова. В сказке четко определены роли действующих лиц. Причем это непросто сказочные роли, с каждой из них можно провести параллель в жизни. Волк или Карабас Барабас – это злодей, несущий в себе угрозу. Ребенок, понимая цели и намеренья этих героев, может понять чувства и образ мыслей того, кого он боится, например «плохих дядек». Отождествляя себя с Буратино или с другими героями сказок, он чувствует себя уверенным в себе, смелым и способным дать отпор… И мы, взрослые, часто применяем сравнение взятое из сказки : «…как царевна Несмеяна», «как три богатыря» и т. д. Такие сказки как «Колобок», «Теремок» слишком просты для того, чтобы решить какую-то эмоциональную проблему. Их психологический смысл и польза для ребенка - подготовить малыша к восприятию более сложных произведений. Ребенок учится к последовательному восприятию событий. Это как бы подготовка его памяти и внимания. Недаром, во всех таких сказках содержится большое количество повторов: повторяется какая-то фраза, одно и то же событие, но с разными героями. Эти сказки могут оказаться полезными и для старших детей (4-6 лет, детей гиперактивных, с неустойчивым вниманием. Если с таким ребенком читать и проигрывать такие сказки, отрицательные проявления могут значительно уменьшиться - игры и бытовая деятельность ребенка станут более упорядоченными. А для того, чтобы проработать эмоциональные проблемы, нужны более сложные сказки. Это русские народные сказки с Бабой Ягой, Змеем Горынычем, Аленушкой, про Чиполлино, про Карлсона и т. д. Но их не достаточно просто прочесть, их нужно обязательно с ребенком проиграть, при этом он должен попробовать себя в разных ролях. Можно рисовать сказочных героев в различных ситуациях, проговаривать их выражение лица, позу, словом, комментировать все происходящее в сказке. Рисуночные карточки, созданные на основе детских рисунков, используются нами обычно как вспомогательное средство: наугад вытягиваются три карточки, по ним сочиняется сказка.
В сказках поднимаются разные темы - страхи и тревоги, жадность, агрессия, лидерство - подчинение, чувство неполноценности, трудности в общении. Можно придумать сказки на конкретные проблемы: «Про Машу и ее вредную подружку» или «Про Петю и того, кто живет в шкафу», самое главное, чтоб ребенок почувствовал поддержку взрослого. Важно и то, чтобы взрослые исходили не из соображения морали, каких-то высоких ценностей, а из того, какие эмоции испытывает ребенок. Если ребенок ссорится с другом, а друг-лидер, который подавляет, унижает, пренебрегает желаниями своего товарища, то хорошей концовкой такой сказки будет ситуация, когда обиженный ребенок заберет у товарища-лидера все игрушки и скажет: «Я ничего тебе не отдам и не буду с тобой дружить, если ты у меня не попросишь прощения». И не важно, что с педагогической точки зрения нужно учить ребенка делиться с друзьями, быть мягким и отзывчивым. Ребенок должен почувствовать себя отмщенным, должен удовлетворить хотя бы в игре свое стремление к лидерству и все то, что ему приходилось подавлять.
Если ребенок боится темноты - прекрасно подойдет сказка про Питера Пэна. Ребенок увидит, что ночь - это не таинственное время суток, когда ты закрываешь глаза, а вокруг неизвестно что происходит, а красивое романтическое время, которое существует по своим законам: светлячки горят, луна светит - значит не так уж и темно, сказочные мальчики играют с детьми в игры и никого не боятся.
Нельзя ругать ребенка за те чувства, которые он испытывает. Он имеет право на злость, агрессию, брезгливость и т. д. В проигранных сказочных ситуациях он должен их выражать, а потом смотреть на результаты, реакцию другого человека-персонажа. И вот тогда уже можно браться за воспитательно-нравственную сторону. Кто же может взять на себя роль врача - сказочника? Это зависит от глубины проблемы. Если это какие-то конфликты с друзьями, взрослыми, можно «проиграть» ситуацию самим, имея в виду, взрослого и ребенка. А если ребенок проявляет жестокость (например, к животным, у него невроз, он очень замкнут, есть какие-то навязчивые желания и т. д., то нужно обращаться к психологу.
Детей, сочиняющих сказки, играющих «в сказку», можно разделить условно на две группы: одни стремятся как можно скорее разрешить возникший в сказке конфликт. Само присутствие «злых» персонажей, кажется, им неприятно. В этом ясно видно стремление детской души к гармонии и внутреннему миру. Другие, наоборот, с удовольствием вводят в сюжет и «рулят» всякими монстрами.
На вопрос, почему он любит монстров, один мальчик прямо ответил: «Они самые крутые». Видимо, дети из этой группы чувствуют себя настолько незащищенными от чужой агрессии, что готовы надеть любую маску, используя ее как щит и как оружие. Возможно, когда такой ребенок бьет другого, он находится в роли «монстра», «вампира» или «зомби». Благодаря фильмам и общей атмосфере последних лет «крутизна» и агрессивность воспринимаются детьми как синонимы и выглядят привлекательными, а такие качества, как послушание, прилежание, наоборот, кажутся слабостью и приобретают негативную окраску. Но в наших, русских сказках герой не агрессивен, а наоборот. Он протягивает руку помощи слабому, выполняет грязную, не престижную работу, когда другие развлекаются. Совершив подвиг, он не торопится этим хвалиться. Но в итоге бывает вознагражден за свое терпение и скромность. Я вижу свою задачу как педагога и в том, чтобы помочь ребенку найти правильные ориентиры в нашем сложном мире, в эпоху слома культур. Работа со сказками помогает разобраться в своем внутреннем мире, отделить наносное, чтобы увидеть истинное, обнаружить сокровенный источник, для защиты которого мы возводим свою крепость. В этом смысле сказкотерапия обращена к детскому, чистому и восприимчивому началу каждого человека.
Главную свою задачу как педагога я вижу в том, чтобы научить детей получать радость от творчества. Не только от художественного. Есть творчество жизни, творчество мысли. Тот, кто привык жить, каждый день делая открытия, постигая что-то новое, - то уже не станет искать сомнительного удовольствия в потребительстве, развлечениях и демонстрации своей персоны.
Литература:
1. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М. : Эксмо-пресс, 2001.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. – М. : «Лабиринт», 2009.