Анастасия Ильина
Статья «Чистоговорки — эффективное средство развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чистоговорки – эффективное средство развития речи"
Для того, чтобы логопедическая работа была достаточно эффективной, нужно использовать упражнения в комплексе, то есть и для развития артикуляционного аппарата, и для развития слуха.
Публикация «Статья „Чистоговорки — эффективное средство развития речи“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Чистоговорки
- Темочки
В последнее время большой популярностью стали пользоваться логопедические чистоговорки. Само слово чистоговорка принадлежит В. Далю. Именно он ввел в научный язык народную терминологию: потешки, прибаутки, скороговорки. Но, Даль ставил знак равенства между скороговоркой и чистоговоркой. Сейчас же логопеды вкладывают в эти слова совершенно разный смысл.
Итак, чистоговорка созданы народом для забавы детям. Однако эта забава иногда приносит очень большую пользу.
Используя чистоговорки в учебном процессе, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и прочее. Как всякая игра, чистоговорки очень хорошо воспринимаются детьми. Вес лая и л гкая форма обучения правильной речи – вот главное назначение чистоговорок.
Используются чистоговорки для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Как нелегко ребенку правильно проговаривать слова с теми звуками, которые он только-только научился произносить. Он уже понял, как расположить язычок или как вытянуть губы, но каждый раз ему приходится вспоминать об этом, если в слове попадается трудный звук. Но, проходит некоторое время, и никакие специальные усилия уже не нужны: и язычок, и губы, и зубы запомнили правильное положение и делают все сами, без усилий со стороны своего маленького хозяина, т. е. автоматически. И чистоговорки станут замечательным помощником ребенку в выработке того самого автоматизма.
Читая ребенку текст, выделяя голосом (длиной произношения, четкостью артикуляции) отрабатываемый звук – тем самым логопед облегчит ребенку процесс воспроизведения, ему не нужно самому тратить силы на поиск «трудного» звука в ряду множества слов.
Чистоговорки можно использовать и для развития у ребенка чувства рифмы. Ведь последнее слово в них само просится на язычок. Произнесите чистоговорку, забыв закончить. А ребенок пусть попробует сначала подсказать вам нужное словечко, а потом произнесет весь стишок сам. В подобные игры хорошо играть в дороге или в долгой очереди.
Чистоговорки необязательно произносить быстро, важно сказать отч тливо и без запинок. Отработка чистого, ясного, ч ткого произношения сопровождается повторением фраз. Взрослый читает чистоговорку, а ребенок отраженно повторяет строки. Хорошо, если взрослый походу чтения каждой чистоговорки будет схематично рисовать в тетради ребенка маленькие опорные картинки.
Ребенку гораздо интереснее проговорить и заучить чистоговорку, рассматривая забавные картинки, чем просто повторять за взрослым звуки и слоги. Причем первое время ребенок будет воспроизводить чистоговорку с помощью взрослого, а затем — самостоятельно. Можно писать ребенку буквы и слоги, называя их несколько раз. Эта тренировка впоследствии поможет быстрее освоить произношение трудных звуков в словах и предложениях. Она послужит хорошим началом дальнейшей логопедической работы.
С чистоговорками можно работать разными способами (упражнения с мячом) :
1. Пусть реб нок возьм т в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
2. Пусть реб нок проговорит чистоговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
3. Проговорить чистоговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
4. Предложите проговорить чистоговорку 3 раза подряд и не сбиться. Чистоговорки, нужны для автоматизации (т. е. для закрепления звуков, чтобы реб нок произносил их механически, не задумываясь каждый раз над тем, куда и как он ставит язык) и дифференциации (различения — часто дети путают звуки: с-ш, з-ж, ш-ж, с-з, р-л, рь-ль, ч-ть, щ-сь, ц-с и др.).
С помощью чистоговорок можно улучшить произношение реб нка на стадии автоматизации звука, когда реб нок без искажения произносит звук изолированно (например, "р-р-р", а в слогах, словах допускает ошибки в произношении. Возникают ошибки, оговорки, нелепицы, что воспринимается как забавное недоразумение, фокус. Вес лая обстановка (особенно, если разок другой ошиб тся взрослый, самое заинтересованное отношение родителей побуждает реб нка ещ и ещ раз пробовать победить себя, свой непослушный язык.