Марина Скараева
Опыт работы музыкального руководителя по гражданскому и патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Участники областных, межрегиональных и Всероссийских конференций имеют уникальную возможность публиковать авторские материалы. Одну из своих опубликованных работ я представляю Вашему вниманию.
( Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и инновации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. Н. В. Плисенко. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2021. - 129 с. Данный сборник статей содержит материалы, представленные на онлайн-конференции «Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и инновации», прошедшей 16-17 декабря 2020.)
Публикация «Опыт работы музыкального руководителя по гражданскому и патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2021
"Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм., это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация" Путин В. В. Патриоти зм (словарь) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Это сложное и высокое человеческое чувство, его содержание многогранно - любовь к родным и близким людям, к малой Родине, гордость за свой народ, соблюдение традиций, приобщение к культуре, знание истории.
Гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из важнейших направлений в дошкольном образовании. Во все времена в России патриотизм является отличительной чертой русского национального характера.
Можно с уверенностью утверждать, что на современном этапе в нашем обществе проблема гражданского и патриотического воспитания остаётся актуальной, обсуждается на самых разных уровнях и отражается в различных нормативных документах. Так, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751, система образования призвана обеспечить - историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания дошкольников должны стать - высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание. Дети постигают народные традиции, духовное богатство, доброту, милосердие, справедливость, трудолюбие, уважения к родным и близким, приобщаются к культурному наследию, учатся бережному отношению к природе.
Понятие "патриотическое воспитание" включает в себя различные направления, это - духовно - нравственное воспитание, военно - патриотическое, художественно - эстетическое, культурно - историческое, краеведческое, экологическое.
Ф. М. Достоевский писал: "Понятие "русский" определяется не составом крови, а отношением к Православию".
В масштабах вековых традиций, защита русской земли приравнивалась к защите Православия и наоборот, отсюда и Русь мы нарекаем Святой, Православной. Гимн России начинается словами: "Россия - священная наша держава…"; Великая Отечественная война - "война народная, священная".
Мы должны передать будущим поколениям богатое историческое наследие, духовные ценности нашего народа.
Православие - это незыблемая истина русского человека, это культура и быт, философия жизни, мировоззрение, этика и эстетика, воспитание и образование.
Большое достижение, для полноты приобщения и успешному развитию детей к истокам и корням Православия - введение в школах "Основ Православной культуры". Мы же, педагоги дошкольных образовательных учреждений, в свою очередь тоже можем внести свою посильную лепту в данном направлении, приобщая детей к Православию уже в детском саду.
Дошкольный возраст самый сенситивный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы становления и социализации качества человеческой личности, ее нравственные, духовные, патриотические и культурные ценности.
Задачи гражданско - патриотического воспитания детей дошкольного возраста:
- способствовать развитию патриотических и гражданских основ и воспитанию любви к Отчизне, родному краю, гордости за страну, народ, культуру, интерес к обычаям, традициям;
- формировать у ребенка отношение к себе как полноправной личности;
- развивать толерантное отношение при взаимодействии с родителями, ровесниками, другими людьми;
- ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье;
- знакомить с основными православными праздниками;
- формировать представления о таких понятиях, как совесть, прощение, примирение, честность, доброта, милосердие, любовь, добро и зло, хорошие и плохие поступки.
В нашем дошкольном учреждении я занимаю должность музыкального руководителя. Для решения поставленных задач был организован клуб "Благость". На встречах мы знакомим воспитанников с православными праздниками - Рождество, Рождество Пресвятой Богородицы, Пасха, День Благоверных Петра и Февронии, День Славянской письменности (Кирилла и Мефодия, Святая Троица, Спасы - Яблочный, Медовый, Ореховый, Хлебный. Осуществляем просмотры презентаций, авторских интерактивных электронных пособий, беседуем, смотрим православные мультипликационные фильмы про защитников Руси, про житие Святых, поучительные истории. Проводим праздники и совместные с родителями развлечения. Посещаем Свято - Никольский Храм, музей при Храме, воскресную школу, музей ВОВ в МОУ СОШ №4.
Накоплен большой опыт использования классической музыки, поэтому знакомим с музыкальными произведениями русской классики Д. Д. Шостакович Симфония №7 (посвящена блокаде Ленинграда, М. И. Глинка опера "Иван Сусанин", С. С. Прокофьев кантата "Александр Невский" (отрывки и фрагменты).
Принимали участие в городских конкурсах - фестивалях, посвящённых ВОВ. Были победителями областных конкурсов "Рождественский подарок", "Светлая Пасха". Проводили акции - "Блокадный хлеб", "Посещение ветерана", "Георгиевская ленточка", "Поздравление - концерт для ветеранов ВОВ", "Свеча памяти", "Бессмертный полк", "Правнуки Победы", педагоги нашего учреждения стали победителями городского конкурса - фестиваля хоров "После боя сердце просит музыки вдвойне".
Осуществили масштабные постановки спектаклей с привлечением родителей - "Снегурочка", "Сказка о царе Салтане", "Садко" с использованием музыки композитора Н. А. Римского - Корсакова.
На ряду с профессионализмом, педагогической компетентностью, в работе педагога я приветствую такое качество, как креативность в купе с современным подходом в использовании инновационных технологий. В частности - меня увлекает процесс создания интерактивных электронных игр и пособий. Хочу представить Вашему вниманию авторское интерактивное
электронное пособие "Как ребята берёзке помогали" к празднику "Святая Троица".
С первых слайдов ребята попадают в атмосферу удивительной сказки.
Они охотно решают помочь берёзке - в праздник дети водили вокруг неё хоровод, украсили разноцветными ленточками, но шаловливый ветерок все ленточки унёс. Ребята отправляются в увлекательное путешествие.
Волшебный листочек указывает путь и приводит к домику зайчика, медвежонка, лисички, в поле к жаворонкам. Чтобы выручить ленточку, ребята выполняют различные задания - играют в весёлые игры, заводят хоровод, играют на музыкальных инструментах, ручейку дарят красивые веночки - выполняют аппликацию, а тётушка сова предлагает ответить на вопросы. Вниманию ребят представлена интерактивная игра, отвечая на вопрос, необходимо выбрать изображение. Если ответ верный, то картинка при прикосновении указкой - увеличивается в размере, если же нет, то изображение исчезает. Все испытания успешно пройдены, ленточки возвращены берёзке. В благодарность ребята получают приятный сюрприз.
Пособие привлекательное, красочное, все слайды анимированы, презентация насыщена музыкальным материалом, звуковыми эффектами. Занятие построено на чередовании различных видов деятельности.
В ходе игры ребята испытали яркие эмоции, проявили творчество, закрепили знания о празднике "Троица", смогли проявить свои лучшие качества - отзывчивость, сострадание, дружелюбие, готовность придти на помощь, а это так важно для развития ребёнка, как личности.
Т. о. гражданско - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это первый шаг в освоении богатств Российской культуры, общечеловеческих ценностей, формировании личности.
По словам Д. С. Лихачев, ребёнок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность маленького гражданина.
Список литературы:
1. "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" от 05.11.2008 г.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
4. Киркос Р. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. - С-Пт., 2005.
5. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008.
6. Петрова В. И. Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008.
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A. M. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1989.
8. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1989.
9. Народное искусство в воспитании дошкольников : книга для педагогов дошкольных организаций/под ред. Комаровой Т. С. М. : Педагогическое общество России, 2005.
10. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. - М. : Мозаика Синтез, 2009.
11. Зацепина М. Б. Культура - основа развития ребенка дошкольного возраста. Монография. – М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2011.
12. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. и другие.
13. Галицкая И. А., Метлик И. В. Понятие "духовно-нравственное воспитание" в современной педагогической теории и практике // Педагогика, 2009, №10, с. 36-46.