Папки-передвижки

Статья «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Фильчакова Татьяна
Статья «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в образовательном процессе в качестве основных приоритетов выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, забота о его психическом здоровье. Для этого необходимо осваивать новые эффективные методы и приемы, способствующие улучшению психического здоровья дошкольников. Одним из таких методов является арт-терапия. Через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия помогает снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться

Публикация «Статья „Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Детская арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка, но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.

Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик. Для методов арт-терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько произведение искусства (продукт творчества, сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами.

Арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие педагогические задачи:

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческое деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется потенциал эмоций.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Показания для проведения детской арт-терапии :

• упрямство;

• агрессия;

• страхи; тики, заикание, навязчивости и др. ;

• частая смена настроения;

• задержки речевого и психического развития;

• кризисные ситуации;

• трудности в школе, общении со сверстниками и/или взрослыми;

• возбудимости или апатичности;

• изменение места жительства;

• подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;

• потери родительского контроля над ребенком, непослушании.

• застенчивости и неуверенности в себе;

• агрессивность;

• гиперактивность;

Основные принципы занятий арт-терапией :

1. Желание ребенка — основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

2. Поощрение и благодарность ребенку.

3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.

4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия, рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.

5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.

6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т. е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.

7. Главное — получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!

Какие бывают виды арт - терапии

Изотерапия - рисование цветным песком, марание, штриховка, каракули, рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами,рисование на мокрой бумаге, рисование мятой бумагой, резиновыми игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками, пальчиками на зеркале, на стекле и на бумаге, пластилиновое рисование;

• Цветотерапия - (хромотерапия) - это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. ;

• Сказкотерапия — это способ корректирования детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя продуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться;

• Песочная терапия. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо;

• Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией;

• Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация;

• Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.

Занятия с помощью средств арт-терапии проводятся в индивидуальной и групповой форме, во время НОД, самостоятельной деятельности.

Важно, что для занятий арт - терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт - терапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи, на развитие познавательных и психических процессов, сенсорных навыков.

Рекомендации по применению методов арт – терапии

в работе с детьми

Для некоторых из вас арт – терапия еще безызвестная область, про которую вы мало слышали и слабо доверяете, может быть некоторые из вас, уже знакомы с арт – терапией, ее методами и особенностями, и, возможно, Вас уже захватил спонтанный, творческий, несущий радость переживаний дух данного метода. Безусловно, кроме творчества у данного метода масса преимуществ – и мы еще раз подчеркнем их.

• Занимаясь с детьми, помните, что их руки еще недостаточно развиты, они неловкие и неуклюжие. Дети еще не умеют регулировать силу, точность, направление движений. Часто отсутствие или несформированность этих умений сердит и расстраивает, подскажите, помогите – как нужно правильно выполнять определенное действие, но, ни в коем случае не критикуйте.

• Если ребенок агрессивен — то в работе с ним стоит предпочесть — лепку. В этом случае рисунок будет только раздражать ребенка, а вот лепка, наоборот — успокоит.

• Всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры — карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочтительней краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.

Помните арт – терапия:

• помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, закрепляя доверие к миру;

• помогает легче прожить период адаптации – снимает негативные стрессовые состояния – гнев, тревогу, обиду, резкий уход матери на некоторый промежуток времени и т. д. ;

• развивает сенсорные способности ребенка – ощущения, восприятие, интеллект, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности; обогащает социальный опыт ребенка, развивает коммуникабельность ребенка;

• арт – терапия помогает познавать мир, исследовать его, развивать опытную и экспериментальную деятельность;

• помогает развить гармоничную, духовно развитую личность;

• вскрыть проблемы и недостатки в развитии и воспитания ребенка, его переживания и состояния, отношения с миром.

Список литературы

1. Арт-терапия [Текст] : хрестоматия / сост. и общая ред. А. И. Копытина. - СПб. : Питер, 2001. - 320 с.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] / учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская – М. : Академия, 2001. – 248 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии [Текст] : учеб. пособие / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. - СПб. : Речь, 2003. - 400 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. - СПб. : ООО "Речь", 2002. - 310 с.

5. Практикум по арт-терапии [Текст] / под ред. А. И. Копытина. - СПб. : Питер, 2001. - 448 с.

6. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / Копытин А. И. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с.

Публикации по теме:

Арт-терапевтические технологии. Изотерапия в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Понятие арт-терапии Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной.

Арт-терапия с детьми дошкольного и школьного возраста Дидактическое пособие. Арт_терапия, МДОУ № 87 «Улыбка». г. Улан –Удэ. Воспитатель. Поплевина Л. Н. Искусство это удивительный инструмент для.

Фотоотчет о работе кружка «Ловкие пальчики». Пластилинография в работе с детьми дошкольного возрастаФотоотчет о работе кружка «Ловкие пальчики». Пластилинография в работе с детьми дошкольного возраста «Волшебство с ребёнком вместе сотворим — в этом нам поможет пластилин!» Рисование пластилином - заиечательный по своим возможностям вид.

Игровая терапия, как основная деятельность в работе с тревожными детьми В отечественной психологии уже давно доказана необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития.

Использование арт-терапии в работе с детьми с ЗПР Модернизация дошкольного образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

Мастер-класс на тему: «Су — Джок терапия в работе с детьми» Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас в этом уютном зале. Тема моего мастер-класса «Су-Джок терапия в работе с детьми».

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Презентация к родительскому собранию «Арт-терапия в работе с дошкольниками» Цель: познакомить родителей с арт – терапевтическими техниками в работе с детьми дошкольного возраста. Дошкольное детство – один из самых.

Песочная терапия в работе с детьми с ТНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №36 п. Октябрьский МО Ейский район 1 слайд:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Статья «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 21:10
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Фильчакова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД