Ольга Лебедева
Арт-технологии и арт-терапия в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-технологии и арт-терапия в работе с дошкольниками.
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка.
Именно в этот период дети активно познают окружающий мир, получают первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытаются найти своё место среди них.
Перед педагогами стоит задача создать комфортные психологические условия для получения этих знаний и опыта детьми.
Темочки:
Здесь на помощь приходят арт-технологии (художественно-творческие технологии, арт-терапия и арт-педагогика) – совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе.
Художественно-творческие технологии – совокупность знаний, умений и навыков педагога средствами художественного творчества воздействовать на личность ребёнка.
Арт-педагогика – воспитание и обучение посредством взаимодействия ребёнка с произведениями искусства и организации его творческой деятельности (в отличие от арт-терапии имеет педагогические цели).
Арт-терапия – способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности (в переводе с англ. «лечение искусством»).
Преимущества арт-терапии в работе с детьми :
Практически любой может участвовать в арт-терапевтической работе, так как она не требует каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.
Арт-терапия – средство невербального общения, что очень ценно для тех, кто плохо владеет речью.
Арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребёнка.
Изо-деятельность – очень хорошее средство для сближения детей. Анализируя продукты детского творчества, можно понять настроения и мысли ребёнка.
Арт-терапевтическая работа в основном вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, мобилизует творческий потенциал.
Арт-терапия – это уникальный метод «ненавязчивого» раскрытия личности.
Функции арт-терапии :
Воспитательная.
Дети учатся корректному общению, сопереживанию, бережному взаимоотношению со сверстниками.
Развивающая.
Каждый ребёнок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся открытости в общении, спонтанности.
Коррекционная.
У детей улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
Диагностическая.
Возможность получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях детей.
Виды арт-терапии.
Изотерапия – рисование красками, карандашами.
Цветотерапия – воздействие и изучение цвета помогает детям лучше познать мир.
Песочная терапия – развивает не только воображение, но и моторику.
Игротерапия – игры направленные на познание определённых эмоций, действий.
Музыкотерапия – здесь можно даже покричать.
Сказкотерапия – прививает нравственные качества через героев книг, сказок.
Этапы реализации арт-технологий :
1 Подготовительный этап включает:
введение участников в определенную реальность, в которой будет происходить их работа, обозначение ролевых позиций участников, пояснение, что они будут делать и с какой целью, определение логики прохождения занятий и организация пространства.
2 Этап реализации включает:
- Работу детей по выполнению задания;
- Демонстрацию детям полученных ими результатов (рисунок,
коллаж, скульптура и т. д.)
3 Этап обсуждения полученных результатов.
В результате занятия у детей должно возникнуть ощущение интеллектуального приобретения. В начале анализируются работы детей, а затем смоделированная ситуация по возможности переносится в реальную жизнь.
Арт-терапия – это очень важное направление для дошкольников. Оно позволяет помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях, обрести свою индивидуальность, повысить самооценку и уверенность в себе.