МААМ-картинки

Адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Беляшова Оксана Викторовна
Адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Воспитатель МДОУ Д /с №114 о. в: Беляшова О. В

Аннотация: в статье мы рассмотрели сущность понятия «адаптация», определили

основные фазы процесса адаптации. Под адаптацией подразумевается процесс вхождения

личности в новую для нее самой сферу и приспособление к существующим требованиям. Мы

рассмотрели три фазы процесса адаптации. Также нами изучены основные факторы

Публикация «Адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах

адаптации детей к детскому саду. В статье представлен опыт, как адаптировать детей

младшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении. Тема является

актуальной, так как проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

имеет большое значение. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к

незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, что помогает

предотвратить, или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие,

существование в детском саду и семье.

Ключевые слова: адаптация, дети раннего возраста, ДОУ, психолого-педагогическое

сопровождение, фазы адаптации.

Актуальность исследования. В последнее время проблема психолого-

педагогического сопровождения детей раннего возраста в процессе адаптации к ДОУ стала чрезвычайно актуальной. Это связано с тем, что, когда дети

поступают в дошкольное учреждение, их стереотипы начинают рушиться.

Ребёнок начинает испытывать стресс в процессе адаптации, ведь для него всё

становится новым, а именно: установка новых правил, режим дня, новое

окружение, стиль общения со взрослыми и сверстниками.

На сегодняшний день недостаточно изучено, как ребёнок ведёт себя при

адаптации к детскому саду, какие трудности он будет испытывать, как

происходит оценка психического и эмоционального состояния ребёнка в данный

период. Так же немаловажным является и то, какие критерии, и способы

наблюдений применяются при адаптации в ДОУ. Педагог старается помочь

ребёнку, адаптироваться к новым социальным условиям, найти контакт со

сверстниками и взрослыми.

При неправильной организации работы по психолого-педагогическому

сопровождения детей в процессе адаптации могут возникнуть нарушения

поведения, эмоционального состояния, навыков общения. От того, как пройдёт

привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и

сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее

благополучное существование в детском саду и в семье.

Проблема адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям

дошкольного образовательного учреждения рассматривается как

междисциплинарная проблема, объединяющая данные социологии, педагогики

и психологии.

Термин «адаптация» (от лат. adapto – приспособляю) в научный оборот

было введено Г. Аубертом, который обозначил изменения приспособительного

характера чувствительности кожных анализаторов к действию внешних

раздражителей.

В биологии под адаптацией понимается приспособление строения и

функций организма к условиям среды, реакция на раздражающее и

дестабилизирующее воздействие, которое можно выразить формулой «стимул –

реакция».

В философии адаптация рассматривается в качестве особой формы

отражения, характеризуемой внутренней активностью живых систем и

опережающей реакцией на внешнее воздействие. По мнению Б. Ф. Ломова,

адаптация – это процесс приспособления к условиям внешней и внутренней

среды и к изменяющимся социальным условиям.

В психологии адаптация означает процесс приспособления

чувствительности анализаторов к действию раздражителя, а также активное

приспособление индивида к условиям социальной среды и (или) результат этого

процесса. Основной акцент делается на состоянии гармонии, гомеостатического

равновесия и баланса между индивидом и социальной и природной средой.

В социологии под адаптацией понимают процесс активного творческого

приспособления человека к условиям производства, быта, досуга, что даёт ему

возможность успешно функционировать в определённом социуме.

В социальной педагогике адаптация воспринимается как активное

приспособление к условиям социальной среды путём принятия целей,

ценностей, норм и стилей поведения, устоявшихся в обществе.

Необходимо отметить, что Н. Д. Ватутина выделяет три фазы

адаптационного процесса детей к условиям дошкольного образовательного

учреждения, к которым относятся:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в

соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса,

частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита,

регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, то

есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам

на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со

средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в

результате дети, к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку

темпов развития.

В то же вслед за Н. Д. Ватутиной выделяем три степени тяжести

прохождения острой фазы адаптационного периода :

1) лёгкая адаптация – сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней,

ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, болеет не чаще

обычного;

2) адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца,

при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание

длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

3) тяжёлая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок часто болеет,

теряет уже имеющиеся привычки, может наступить как физическое, так и

психическое истощение организма.

Особенности поведения детей в период адаптации в значительной мере

определяются теми потребностями, которые сложились на момент прихода в

ДОУ. В соответствии с этим Н. Д. Ватутина выделяет три группы детей

относительно присущих им различий в поведении и потребности в общении.

К первой группе относятся дети, которые обладают потребностью в

общении с близкими взрослыми. Эти дети ожидают только от этих взрослых

внимание, ласку, доброту и сведения об окружающем.

Ко второй группе принадлежат дети, у которых уже сформировалась

потребность в общении не только с близкими, но и другими взрослыми, в

совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

К третьей группе принадлежат дети, которые испытывают потребность в

активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми

Для того чтобы адаптация ребёнка к условиям дошкольной

образовательной организации была более успешной, необходимо оказывать

грамотную поддержку всем трём вовлечённым в образовательный процесс

сторонам – детям, их родителям и самим педагогам. Комфортные и

благоприятные условия могут быть созданы только путём оказания

профессиональной психолого-педагогической помощи, то есть с помощью

грамотного психолого-педагогического сопровождения. В научной

терминологии понятие «психолого-педагогическое сопровождение» стало

особенно популярным среди педагогов и психологов, последние 10 лет.

Рассмотрим значение понятия «сопровождение». Понятие «сопровождение»

означает «действие, сопутствующее определённому явлению, сопровождающее

его, содействующее его протеканию». В словаре С. И. Ожегова, понятие

«сопровождать» означает следующее – «следовать рядом с кем-то вместе,

находиться рядом, вести в определённое место или идти рядом с определённым

человеком».

Согласно суждениям Е. В. Шиловой, сопровождение – это «помощь,

представление поддержки подрастающему поколению в личностном

формировании посредством применения усилий различных специалистов,

работающих в системе образования, таких как: психологи, социальные педагоги,

педагоги специального образования»). Согласно суждениям Л. М. Шипицыной,

сопровождение – это разностороннее исследование ситуации, в базе которого

располагается целостность взаимного действия, сопровождаемого и

сопровождающего.

Таким образом, основная работа по организации психолого-

педагогического сопровождения состоит в том, чтобы помогать ребёнку

безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально,

коммуникативное, физически психически развивать ребёнка и способствовать

его адаптации в сложном и многогранном мире. Адаптация ребёнка – это

сложный и многофакторный процесс, успех которого зависит не только от

работы воспитателя, но от слаженных и обоснованных действий всех участников

педагогического процесса. Грамотно построенная система воспитания поможет

ребёнку справится со всеми трудностями информировать положительное

отношение к новым условиям жизни. Главная роль в создании благоприятного

климата в группе принадлежит воспитателю. Ему необходимо постоянно

работать над повышением профессиональной компетентности в вопросах

успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста, создавать ребёнку

ситуации успеха в общении со сверстниками и создании развивающей предметно

–пространственной среды для свободной и самостоятельной игровой

деятельности.

Таким образом, адаптация детей раннего дошкольного возраста как

социально-педагогическая проблема является очень актуальной в наше время.

Особое значение она должна представлять для педагогов и родителей, на

которых ложится вся ответственность за их воспитанников. Только успешная

адаптация в ДОУ способствует дальнейшему развитию ребёнка как личности в

будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Анучина О. А. Организация работы по адаптации детей раннего возраста к

условиям детского сада // Педагогический опыт: теория, методика, практика.

2016. № 4 (9). С. 221-224 4.

2.

Богданова В. В. Желтикова Н. Ф. Психологические особенности адаптации

ребенка 2-3 лет к детскому саду // В сборнике: Теоретико методологические и

прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления и

образования Материалы Всероссийской научной конференции с

международным участием. Гуманитарно-социальный институт. 2016. С. 179-183.

3.

Лясота В. В. Психолого- педагогическое сопровождение детей младшего

дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению / 2022 /

Вестник науки

4.

Михайленко О. И., Ибрагимова Х. А. Психологические особенности

адаптации ребенка к новому детскому коллективу 2020 / StudNet

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Адаптация – это приспособление к новым условиям, причем она необходима не только при поступлении в детский сад, но и после болезни, летних.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского садаКвест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Проект «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ» Период адаптации является очень важным для детей раннего дошкольного возраста. Вновь поступающие дети имеют разную степень социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Опубликовано: 16 января 2024 в 16:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД