Беляшова Оксана Викторовна
Адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МДОУ Д /с №114 о. в: Беляшова О. В
Аннотация: в статье мы рассмотрели сущность понятия «адаптация», определили
основные фазы процесса адаптации. Под адаптацией подразумевается процесс вхождения
личности в новую для нее самой сферу и приспособление к существующим требованиям. Мы
рассмотрели три фазы процесса адаптации. Также нами изучены основные факторы
Публикация «Адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
адаптации детей к детскому саду. В статье представлен опыт, как адаптировать детей
младшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении. Тема является
актуальной, так как проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
имеет большое значение. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к
незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, что помогает
предотвратить, или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие,
существование в детском саду и семье.
Ключевые слова: адаптация, дети раннего возраста, ДОУ, психолого-педагогическое
сопровождение, фазы адаптации.
Актуальность исследования. В последнее время проблема психолого-
педагогического сопровождения детей раннего возраста в процессе адаптации к ДОУ стала чрезвычайно актуальной. Это связано с тем, что, когда дети
поступают в дошкольное учреждение, их стереотипы начинают рушиться.
Ребёнок начинает испытывать стресс в процессе адаптации, ведь для него всё
становится новым, а именно: установка новых правил, режим дня, новое
окружение, стиль общения со взрослыми и сверстниками.
На сегодняшний день недостаточно изучено, как ребёнок ведёт себя при
адаптации к детскому саду, какие трудности он будет испытывать, как
происходит оценка психического и эмоционального состояния ребёнка в данный
период. Так же немаловажным является и то, какие критерии, и способы
наблюдений применяются при адаптации в ДОУ. Педагог старается помочь
ребёнку, адаптироваться к новым социальным условиям, найти контакт со
сверстниками и взрослыми.
При неправильной организации работы по психолого-педагогическому
сопровождения детей в процессе адаптации могут возникнуть нарушения
поведения, эмоционального состояния, навыков общения. От того, как пройдёт
привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и
сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее
благополучное существование в детском саду и в семье.
Проблема адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям
дошкольного образовательного учреждения рассматривается как
междисциплинарная проблема, объединяющая данные социологии, педагогики
и психологии.
Термин «адаптация» (от лат. adapto – приспособляю) в научный оборот
было введено Г. Аубертом, который обозначил изменения приспособительного
характера чувствительности кожных анализаторов к действию внешних
раздражителей.
В биологии под адаптацией понимается приспособление строения и
функций организма к условиям среды, реакция на раздражающее и
дестабилизирующее воздействие, которое можно выразить формулой «стимул –
реакция».
В философии адаптация рассматривается в качестве особой формы
отражения, характеризуемой внутренней активностью живых систем и
опережающей реакцией на внешнее воздействие. По мнению Б. Ф. Ломова,
адаптация – это процесс приспособления к условиям внешней и внутренней
среды и к изменяющимся социальным условиям.
В психологии адаптация означает процесс приспособления
чувствительности анализаторов к действию раздражителя, а также активное
приспособление индивида к условиям социальной среды и (или) результат этого
процесса. Основной акцент делается на состоянии гармонии, гомеостатического
равновесия и баланса между индивидом и социальной и природной средой.
В социологии под адаптацией понимают процесс активного творческого
приспособления человека к условиям производства, быта, досуга, что даёт ему
возможность успешно функционировать в определённом социуме.
В социальной педагогике адаптация воспринимается как активное
приспособление к условиям социальной среды путём принятия целей,
ценностей, норм и стилей поведения, устоявшихся в обществе.
Необходимо отметить, что Н. Д. Ватутина выделяет три фазы
адаптационного процесса детей к условиям дошкольного образовательного
учреждения, к которым относятся:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в
соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса,
частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита,
регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, то
есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам
на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со
средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в
результате дети, к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку
темпов развития.
В то же вслед за Н. Д. Ватутиной выделяем три степени тяжести
прохождения острой фазы адаптационного периода :
1) лёгкая адаптация – сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней,
ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, болеет не чаще
обычного;
2) адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца,
при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание
длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
3) тяжёлая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок часто болеет,
теряет уже имеющиеся привычки, может наступить как физическое, так и
психическое истощение организма.
Особенности поведения детей в период адаптации в значительной мере
определяются теми потребностями, которые сложились на момент прихода в
ДОУ. В соответствии с этим Н. Д. Ватутина выделяет три группы детей
относительно присущих им различий в поведении и потребности в общении.
К первой группе относятся дети, которые обладают потребностью в
общении с близкими взрослыми. Эти дети ожидают только от этих взрослых
внимание, ласку, доброту и сведения об окружающем.
Ко второй группе принадлежат дети, у которых уже сформировалась
потребность в общении не только с близкими, но и другими взрослыми, в
совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
К третьей группе принадлежат дети, которые испытывают потребность в
активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми
Для того чтобы адаптация ребёнка к условиям дошкольной
образовательной организации была более успешной, необходимо оказывать
грамотную поддержку всем трём вовлечённым в образовательный процесс
сторонам – детям, их родителям и самим педагогам. Комфортные и
благоприятные условия могут быть созданы только путём оказания
профессиональной психолого-педагогической помощи, то есть с помощью
грамотного психолого-педагогического сопровождения. В научной
терминологии понятие «психолого-педагогическое сопровождение» стало
особенно популярным среди педагогов и психологов, последние 10 лет.
Рассмотрим значение понятия «сопровождение». Понятие «сопровождение»
означает «действие, сопутствующее определённому явлению, сопровождающее
его, содействующее его протеканию». В словаре С. И. Ожегова, понятие
«сопровождать» означает следующее – «следовать рядом с кем-то вместе,
находиться рядом, вести в определённое место или идти рядом с определённым
человеком».
Согласно суждениям Е. В. Шиловой, сопровождение – это «помощь,
представление поддержки подрастающему поколению в личностном
формировании посредством применения усилий различных специалистов,
работающих в системе образования, таких как: психологи, социальные педагоги,
педагоги специального образования»). Согласно суждениям Л. М. Шипицыной,
сопровождение – это разностороннее исследование ситуации, в базе которого
располагается целостность взаимного действия, сопровождаемого и
сопровождающего.
Таким образом, основная работа по организации психолого-
педагогического сопровождения состоит в том, чтобы помогать ребёнку
безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально,
коммуникативное, физически психически развивать ребёнка и способствовать
его адаптации в сложном и многогранном мире. Адаптация ребёнка – это
сложный и многофакторный процесс, успех которого зависит не только от
работы воспитателя, но от слаженных и обоснованных действий всех участников
педагогического процесса. Грамотно построенная система воспитания поможет
ребёнку справится со всеми трудностями информировать положительное
отношение к новым условиям жизни. Главная роль в создании благоприятного
климата в группе принадлежит воспитателю. Ему необходимо постоянно
работать над повышением профессиональной компетентности в вопросах
успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста, создавать ребёнку
ситуации успеха в общении со сверстниками и создании развивающей предметно
–пространственной среды для свободной и самостоятельной игровой
деятельности.
Таким образом, адаптация детей раннего дошкольного возраста как
социально-педагогическая проблема является очень актуальной в наше время.
Особое значение она должна представлять для педагогов и родителей, на
которых ложится вся ответственность за их воспитанников. Только успешная
адаптация в ДОУ способствует дальнейшему развитию ребёнка как личности в
будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Анучина О. А. Организация работы по адаптации детей раннего возраста к
условиям детского сада // Педагогический опыт: теория, методика, практика.
2016. № 4 (9). С. 221-224 4.
2.
Богданова В. В. Желтикова Н. Ф. Психологические особенности адаптации
ребенка 2-3 лет к детскому саду // В сборнике: Теоретико методологические и
прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления и
образования Материалы Всероссийской научной конференции с
международным участием. Гуманитарно-социальный институт. 2016. С. 179-183.
3.
Лясота В. В. Психолого- педагогическое сопровождение детей младшего
дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению / 2022 /
Вестник науки
4.
Михайленко О. И., Ибрагимова Х. А. Психологические особенности
адаптации ребенка к новому детскому коллективу 2020 / StudNet