Кристина Ошес
Мнемотехника как средство обучения составлению описательных рассказов
▼ Скачать + Заказать документы
Ошес Кристина Сергеевна
студентка
ФГБОУ ВО «МАГУ»
Мурманский арктический государственный университет
г. Мурманск, Россия
МНЕМОТЕХНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Публикация «Мнемотехника как средство обучения составлению описательных рассказов» размещена в разделах
Аннотация: Статья посвящена проблеме поиска эффективных средств речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. В статье описаны и интерпретированы особенности связной речи у данной категории детей 4-5 лет (в сравнении с детьми, имеющими норму речевого развития) на материале составления описательных рассказов. Рассмотрены характеристики мнемотехники как педагогического средства речевого развития. Представлены педагогические подходы к конструированию и применению системы логопедических занятий с использованием мнемотаблиц. На основе сравнения диагностических данных, полученных по методике В. П. Глухова до и после проведения формирующего эксперимента, доказана эффективность использования мнемотехники как педагогического средства в обучении составлению описательных рассказов детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Аnnotation : The article is devoted to the search for effective means of speech development of preschool children with the general underdevelopment of speech. The article described and interpreted features of connected speech in this category of 4-5 years old children (compared with children with normal speech development) on the material preparation of descriptive stories. The characteristics of mnemonics as a pedagogical means of speech development. Presents pedagogical approaches to the design and implementation of the system speech therapy sessions using mnemotablits. Based on a comparison of the diagnostic data obtained by the method of V. Glukhov before and after forming experiment proved the effectiveness of the use of mnemonics as a pedagogical tool in teaching drawing descriptive stories of children of 4-5 years with the general underdevelopment of speech Level III.
Ключевые слова: речевое развитие, дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, мнемотехника, мнемотаблица, связная монологическая речь, описательный рассказ.
Key words : speech development, preschool age, general underdevelopment of speech, mnemonic, mnemotablitsa, connected monologue speech, descriptive story.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, который утвержден приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013, заложены основы речевого развития, включающее в себя такие компоненты, как: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т д.
Связная речь – это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Основы речевого навыка закладываются в дошкольном возрасте: именно в этот период дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь (А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.).
Исследования в логопедии показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития, среди которых выделяется распространенностью в дошкольном возрасте общее недоразвитие речи (ОНР, которое подразумевает недоразвитие или нарушение всех компонентов языковой деятельности: лексического строя, грамматической компетенции, фонетико-фонологической компетенции и связной речи (Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева). Существуют специфические трудности в освоении связной речи у детей с ОНР которые нашли свое отражение в работах В. П. Глухова, Т. А. Ткаченко, Л. С. Волковой и др.
Без своевременного и адекватного возрастным и индивидуальным особенностям детей, обусловленных структурой речевого нарушения, невозможно формирование у них связной речи как вида речевой деятельности, включающей и собственно речевые, и интеллектуальные компоненты [2, с. 90].
Проведенное нами исследование, в котором приняли участие дети 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня, позволило расширить представления об их специфических трудностях в освоении связной речи. Данная возрастная категория была определена потому, что в этом возрасте происходит формирование первых форм связной речи и своевременное устранение проблем в ее становлении, обусловленных общим недоразвитием речи, позволит оптимизировать процесс освоения ребенком данного вида речевой деятельности. Исследование было проведено на материале составления детьми 4-5 лет описательных рассказов - онтогенетически первой формы связного высказывания у дошкольников.
Теоретико-методологическую основу проведенного исследования составили следующие положения : учение об «уровне актуального» и «зоне ближайшего развития» Л. С. Выготского; теории развития речи и патогенеза её нарушений (Шаховская С. Н., Лалаева Р. Е., Филичева Т. Б.); учение Р. Е. Левиной о системном строении речи, а также современные научные достижения в области психолингвистики (Н. А. Гвоздев, Т. В. Ахутина, В. П. Глухов и т. д.).
Исследование проводилось с двумя группами детей 4-5 лет по методике, предложенной В. П. Глуховым [5, с. 50]. Первая, экспериментальная, группа состояла из 10 человек с ОНР III уровня, а вторая, ее составили дети с нормой речевого развития, являлась контрольной, также состояла из 10 детей. Оценивались речевые умения детей по составлению предложений по отдельным ситуационным картинкам; по трем картинкам, связанным по смыслу; пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа); составление рассказа серии сюжетных картинок. По всем заданиям дети с ОНР, в отличие от большинства детей с нормальным речевым развитием, продемонстрировали недостаточную сформированность умений составлять законченные фразы, устанавливать смысловые предикативные отношения и передавать их в виде структурированной фразы.
Наиболее ярко специфические особенности связного высказывания у испытуемых с ОНР проявились в задании на воспроизведение небольшого по объему и простого по структуре литературного текста (таблица 1).
Таблица 1.
Результаты уровня воспроизведения небольшого по
объему и простого по структуре литературный текст у дошкольников
Уровень развития способности
Дошкольники 4-5 лет с общим недоразвитием речи
Дошкольники 4-5 лет с нормой речевого развития
Кол-во детей Кол-во в % Кол-во детей Кол-во в %
Высокий 0 0 4 40
Средний 4 40 6 60
Низкий 6 60 0 0
Анализ количественных результатов, представленных в таблице, показывает, что у детей с общим недоразвитием речи высокий уровень воспроизведения заданного литературного текста не отмечен. Преобладающим является средний (40 %, и низкий уровни развития данной способности (60%). Для большинства пересказов детей с общим недоразвитием речи характерно: неполное соответствие воспроизведенного текста изначальному, чаще встречаются простые распространенные предложения. Например, «Из густого леса вышла темно-бурая …. медведица и с ней два медвежонка». Объем пересказа составляет менее 6 предложений, в основном простых по своей структуре, чаще нераспространенных. Например, «Медведица купала… медвежат. Они … не хотели. Вода …. Холодная»). Отсутствует начало рассказа или концовка, нарушены логической схемы построения пересказа (Медвежата… не хотели мыться, … а мать их шлепала. … Она их вычистила. … Потом они визжали». В рассказах зарегистрировано более 3 повторов, что свидетельствует о синонимической бедности словаря, слабых умениях построения сюжетной линии. Речь недостаточно информативна, отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков, наблюдаются языковые трудности в реализации замысла.
Для детей с нормой речевого развития характерно преобладание высокого (40 %, и среднего уровней (60%) развития способности воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. В целом пересказы детей с нормой речевого развития имеют следующие особенности: большинство детей правильно и самостоятельно воспроизводят услышанный рассказ; их пересказы отражают основную мысль текста, отмечается разнообразный характер предложений: встречаются как простые предложения, так и сложные (Так медведица выполоскала двух медвежат. Медвежата остались довольны купанием, потому что день был жаркий.). Только у 20% детей объем пересказа составил менее 6 предложений, в основном простых по своей структуре, чаще нераспространенных (Потом они визжали. … Потом ушли.). Большинство детей соблюдают последовательность событий при пересказе текста; прослеживается четкая соотнесенность концов рассказа с его началом и названием (Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки. Вдруг услышал громкий треск сучьев. … После купания медведи ушли в лес, а охотник отправился домой.). В пересказах отмечается наличие местоименной связи предложений (Из чащи вышли на берег большая бурая медведица. С ней - два веселых медвежонка.). Часто ярко и образно, в соответствии с содержанием произведения передают мимикой и голосом диалоги, прямую речь, делают необходимые паузы и ускорения.
Итак, на современном этапе развития дошкольного образования возникает острая практическая необходимость поиска новых эффективных приемов и технологий, направленных на развитие связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Такой инновационный поиск как считает Афонькина Ю. А., является способом, как повышения качества логопедической работы, так и механизмом профессионального развития современного логопеда [1, с. 30].
При разработке системы логопедических занятий основополагающим выступила идея о тесной связи речевого и умственного развития детей, их мышления, восприятия, наблюдательности [8, с. 120]. Предложенная система занятий, направленных на развитие у детей с ОНР связной речи, предполагает использование мнемотехники в качестве средства обучения составлению описательных рассказов.
Метод мнемотехники, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
В основе метода мнемотехники лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком, что значительно облегчает процесс становления связной речи [7, с. 233]. Его наглядный характер соответствует возрастным особенностям дошкольников. Кроме того, как показали С. Л. Рубинштейна, наглядность является одним из факторов, способствующих становлению связной речи [8, с. 90].
Были разработаны мнемотаблицы в соответствии с комплексно-тематическим планированием логопедической работы. Содержание мнемотаблиц представляло графическое или частично графическое объектов, их строения, функций, признаков и взаимосвязей между объектами, что позволило создать наглядную основу для составления детьми описательных рассказов по игрушке, картинке.
Коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях с использованием мнемотаблиц включала различные игровые упражнения и задания, с помощью которых формировали предпосылки полноценного овладения связным высказыванием. Этапы логопедической по обучению детей с ОНР составлению описательных рассказов работы были определены на основе подхода, предложенного В. К. Воробьевой [4, с. 50].
Работа по формированию связного высказывания проводилась одновременно с расширением кругозора детей, формирования у них словарного запаса. Важным педагогическим моментом выступало ознакомление детей с мнемотаблицами, правилами их создания и использования. Постепенно дети научить с помощью педагога создавать мнемотаблицы и самостоятельно использовать их при составлении описательных рассказов.
По завершении проведения серии из 12 занятий с использованием мнемотаблиц (как показало сопоставление диагностических данных полученных в группе детей с ОНР, до и после проведения формирующего эксперимента, значительно повысился уровень сформированности исследуемых речевых умений по составлению дошкольниками описательных рассказов. Так, в таблице 2 представлены результаты исследования уровня, развития воспроизведения литературного текста до и после проведения формирующего эксперимента.
Таблица 2.
Результаты уровня воспроизведения небольшого по
объему и простого по структуре литературного текста дошкольниками
Уровень развития способности
Дошкольники 4-5 лет с общим недоразвитием речи
до формирующего эксперимента
Дошкольники 4-5 лет с общим недоразвитием речи
после формирующего эксперимента
Кол-во детей Кол-во в % Кол-во детей Кол-во в %
Высокий 0 0 3 30
Средний 4 40 5 50
Низкий 6 60 2 20
Как видно из представленной таблицы, высокий уровень проявился у 30% детей с ОНР (на констатирующем этапе он не был обнаружен). Дети пересказывали выразительно, выделяли голосом интонации, согласно тексту, не делали длительных пауз, использовали мимику, жесты, соблюдали логику изложения событий. Текст отличался связностью и эмоциональностью.
Вырос показатель и среднего уровня воспроизведения текста (50% детей с ОНР). Дети, продемонстрировавших средний уровень, соблюдали логику высказываний, структуру пересказа, выделяли вводную и основную части текста, проявляли интерес к заданию. Однако сохранились некоторые трудности, а именно, рассказывали не выразительно, часто повторяли сказанное, говорили очень тихо и монотонно.
Низкий уровень по завершении проведения системы занятий обнаружен у 20 % детей с ОНР. Их речь монотонна, не выразительна, пересказ как каковой отсутствует, их высказывания носят характер перечисления. Такие дети нуждаются в индивидуальных формах работы, прежде всего по развитию словаря, бедность которого не позволила им перейти на более высокой уровень воспроизведения текста.
Итак, использование мнемотехники как педагогического средства оказалась эффективным для развития связной речи у дошкольников ОНР. Дальнейшая логопедическая работа должна быть направлена на обогащение представлений и лексики детей, что позволит обеспечить дальнейшее совершенствование освоенных речевых умений.
Список литературы
1. Афонькина Ю. А. Индивидуальный методический маршрут учителя-логопеда ДОО с мультимедийным сопровождением. Журнал проектирования. Диагностические карты [Текст] /Ю. А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2015.- 49 с.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. – М. : Проспект, 2014.-255 с.
3. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. – М. : ИНФРА–М, 2015. -520 с.
4. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. - М. : Наука, 2013. – 115с.
5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – СПб. : Детство-Пресс, 2014.- 472 с.
6. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2014. - 168 с.
7. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левиной. – М. : Наука, 2012. – 318с.
8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер Ком, 2014. – 679 с.
9. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин. – М. : МПСИ, 2015.-224 с.
10. ФГОС дошкольного образования. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
11. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. - М: Владос. 2014. – 205 с.