Елена соболькина
Мнемотехника, как средство обучения заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Мнемотехника, как средство обучения заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста".
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
Публикация «Мнемотехника, как средство обучения заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
На протяжении нескольких лет я работаю над темой: «Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений детьми дошкольного возраста».
Мнемотехника (от греч. mnemonikon -искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь.
У ребенка в речевом развитии к концу дошкольного детства необходимо формировать точную и выразительную речь. Для этого нами проводится работа по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно - иллюстративный материал. Наше внимание привлекли разнообразные стихи отечественных поэтов.
Их стихотворные тексты наиболее содержательного характера, мелодичны, легко запоминаются.
Запоминание стихов обогащает словарь ребенка, прививает навыки правильного употребления слов, развивает память, воспитывает культуру речи. Стихотворения позволяют не только интересно и разнообразно обогащать словарь, но прорабатывать на своем содержании лексико-грамматические категории, развивать фонематический слух, а так же психические процессы и эмоционально-волевую сферу ребенка с речевыми нарушениями.
За многолетний опыт работы нам удалось накопить и систематизировать для детей дошкольного возраста целую серию великолепных стихов отечественных поэтов. Для большей эффективности систематизация строилась с учетом лексических тем и приема метода иллюстрации: подобрали наглядно-иллюстративный материал к каждому произведению. Накопленный материал распределили в соответствии с возрастом.
Отбирая стихи для заучивания, необходимо учитывать понятность и интерес детей. Поэтому мы подобрали веселые, насыщенные действиями и событиями произведения, в них живой язык, веселые картинки, простые рифмы и позитивный настрой.
При заучивании стихов в работе с детьми необходимо опираться на классическую методику заучивания стихов, на основе использования метода иллюстрации, позволяющего логически запоминать текст через смысловое соотнесение. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость. Этот способ заключается, в установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.
Для детей младшего дошкольного возраста делаем подбор из 2-3 картинок.
Для детей старшей возраста подобранные стихи изображаются 4-5 картинками, для детей подготовительной к школе группы - 7-8.
Так через зрительные опоры - картинки-иллюстрации мы помогаем детям вспомнить сюжет и не перепутать в нем порядок событий. Поддерживая опосредованную память, увеличиваем эффективность процесса запоминания, повышаем продуктивность.
На этапе заучивания стихотворение представляем цельной лентой, на которой последовательно серией картинок – зрительных образов отражено его содержание. На последующих этапах работы производим усложнения -сюжетную иллюстрацию разрезаем на отдельные картинки – фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизводить последовательность сюжета.
Наш опыт работы подтверждает, что заучивание стихов методом иллюстрации с использованием зрительных опор позволяет развивать интерес к авторским стихам, даже при многократном повторении. Такая работа со стихами активно развивает память, внимание, мышление, делает запоминание осмысленным
За счет зрительной памяти, увеличивает длительность запоминания стихов, что способствует развитию долговременной памяти, развитию ассоциативного мышления, способности к замещению. Данный метод активизирует речь детей: расширяет пассивный словарь и обогащает словарный запас.
Таким образом, в процессе заучивание стихотворений необходимо использовать зрительные опоры в виде картинок – иллюстраций, которые значительно облегчают запоминание, позволяя сократить время для их усвоения, развивают логическое мышление, оказывают существенную помощь педагогам и родителям в ходе данной работы.
Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности, способствует выработке четкой дикции.
Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Поэтому, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным и разборчивым при выборе стихотворений.
С самого раннего возраста очень близки детям потешки, песенки, пестушки, загадки, поэтому свою работу с детьми я начала именно с них. Знакомство с фольклором – очень важно как для оформления эмоциональной среды ребёнка, развития образного мышления, творческого воображения его, так и для развития речевого аппарата.
Для заучивания стихов необходимы основные требования:
1) простота и четкость ритма,
2) краткость самого стишка и отдельных строк,
3) простота и ясность знакомых детям образов,
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Для лучшего запоминания рекомендуется подбирать к стихам, предлагаемым детям, соответствующие картинки. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления.
При заучивании стихотворений с детьми мы ставим перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно, читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии. Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста.
При отборе стихотворений для заучивания мы так же учитываем их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше – для старших. Кроме того, можно самим подбирать стихи, учитывая интересы детей. Некоторые произведения (потешки, считалки, песенки) запоминаются детьми непроизвольно, в процессе игр, прогулок.
Так же с детьми проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
Большую помощь в заучивании стихов, оказывают пальчиковые игры, логарифмические упражнения. Известно, ребёнок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, развивается интонация, выразительность голоса, а так же мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. М. М. Кольцов пишет: “Движение пальцев рук исторически в ходе развития человечества оказались тесно связаны с речевой функцией”. Поэтому занятия, репетиции полезно начинать с разминки пальцев, языка, ритмических упражнений.
Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи старшего дошкольника.
Так же детям нравятся игры с рифмами и со звуками, что, несомненно, помогает в запоминании. Легче запоминаются короткие стихи, содержащие повторы, в которых много глаголов и существительных, где конкретность, образность сочетается с динамикой действия. Но помимо этого, очень важна установка на запоминание, мотивация детей (для чего это нужно). Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.
Украинский поэт ХХ столетия Василий Симоненко сказал, что ” поэзия - это прекрасная мудрость”. Пусть наши дети обогатятся тем, что наилучшего накоплено в человеческой культуре. Им нужно только чуточку помочь.
Дошкольный возраст – это период активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном мире, развития познавательных способностей. На основе сложившихся представлений предметы приобретают характер знаковости.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. При составлении таблицы можно использовать любые значки, главное, чтобы они ассоциировались с теми или иными понятиями, были доступны детям. Чем схематичнее изображение, тем лучше. Использовать его можно по - разному. Следовательно, повышается степень самостоятельности ребенка, предоставляется широкое поле для его фантазии, задание становится более творческим.
Для младшего и среднего возраста лучше использовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти малыша лучше фиксируются цветные зрительные образы: солнышко - желтое, тучка - голубая и т. д. Для старшего возраста используют черно – белые изображения.
Делая вывод, можно сказать, что применение метода мнемотехники позволяет решать следующие задачи:
1. Значительно сокращается время на запоминание, осмысление и воспроизведение информации.
2. Совершенствуется восприятие.
3. Развиваются основные психические процессы – внимание, образное мышление, память, ядром, которых - является речь.
4. Происходит развитие творческого познания. Поэтому мы решили применить данный метод в своей работе.