Фарахутдинова Эльвира Гилмхановна
Составление описательных рассказов детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация по теме : «Составление описательных рассказов детьми в ДОУ».
1 слайд - Составление описательного рассказа
2 слайд - Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста.
При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значение самостоятельного оформления сюжета и подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка.
Публикация «Составление описательных рассказов детьми в ДОУ» размещена в разделах
Составление рассказов требует более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствование всех познавательных процессов, а также усиленной и углубленной предварительной работы
3 слайд - По характеру литературного жанра рассказы бывают :
Описательные
Повествовательные
Рассказы – рассуждения
4 слайд - Особенности описательного рассказа
В описательном рассказе отсутствует временная последовательность ;
Речь более образная, с большим количеством прилагательных и наречий ;
Описательный рассказ труднее для составления.
Речь более образная, с большим количеством прилагательных и наречий ;
5 слайд - Структура описательного рассказа
Название предмета или явления ;
Характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние) ;
Внешний вид (форма, цвет, размер, материал) ;
Назначение (где используется, как с ним взаимодействовать) ;
Какую пользу приносит ; отношение к предмету или явлению
6 слайд – Обучение дошкольников составлению описательного рассказа
Учить детей дошкольного возраста составлять описательный рассказ – важный аспект их развития.
Умение точно, лаконично и образно описывать предмет способствует развитию речи детей и их мышления и внимания.
Один из приёмов, который облегчает ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем.
Опорные схемы выступают в роли плана –подсказки.
7 слайд – Элементы модели описательного рассказа – символы – заместители качественных характеристик объекта:
Принадлежность к родовому понятию ;
Среда обитания или роста (для живых объектов) ;
Размер ;
Цвет ;
Форма ;
Строение или составные части ;
Качество поверхности ;
Материал (для неживых предметов) ;
Способ использования ;
Субъективная оценка.
8 слайд – Лексическая тема: «Дикие животные»
План и схема рассказа.
9 слайд – Лексическая тема : «Животные»
План и схема рассказа.
10 слайд – Лексическая тема : «Игрушки»
План и схема рассказа
11 слайд – Лексическая тема : «Одежда»
План и схема рассказа.
12 слайд – Лексическая тема : «Овощи»
План и схема рассказа.
13 слайд – Образец описательного рассказа по лексической теме : «Овощи. Помидор»
План рассказа :
Название овоща.
Цвет.
Форма (круглая, овальная, треугольная).
Размер.
Где растёт?
Каким является на ощупь и на вкус?
Способ употребления.
Описательный рассказ по теме : «Помидор» :
Это – помидор.
Помидор красного цвета.
Помидор круглой формы.
Этот помидор большой.
Помидор растёт на грядке, в огороде.
На ощупь помидор мягкий, гладкий. На вкус – сладкий и сочный.
Помидор едят сырым. Из него готовят салаты, соки. Его заготавливают на зиму – солят.
14 слайд – Лексическая тема : «Посуда»
План и схема рассказа.
15 слайд – Лексическая тема : «Осень»
План и схема рассказа.
16 слайд – При составлении описательного рассказа по опорным схемам следует обратить внимание на :
Полноту характеристики внешних признаков и свойств описания;
Логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);
Связность текста (правильность согласование слов в предложении);
Образность (использование лексической выразительности).
17 слайд – Этапы работ по формированию у детей умения составлять описательный рассказ с использованием опорных схем
Первый этап работы - необходимо продемонстрировать детям схему по определённой лексической теме и объяснить содержание условных обозначений.
На втором этапе – необходимо дать детям образец описательного рассказа по определённой лексической теме.
Третий этап – это самостоятельное составление ребёнком описательного рассказа по опорной схеме.
18 слайд – Особенности построения описательного рассказа в разных возрастных группах :
В младшей группе работа ведётся от «обратного» – дети пытаются доказать свою правоту, отвечая на вопросы и давая развёрнутые ответы.
В средней группе описательные рассказы строятся по опорным схемам.
В старшей группе описательные рассказы строятся по плану, который сами составляют.
В подготовительной группе сами составляют рассказы по плану, проводят анализ рассказа друзей и самоанализ.
19 слайд – Общие моменты в работе по обучению составления описательного рассказа :
Систематические речевые тренинги – тесно связанные с темой рассказа (сказки, басни, стихи, рассказы).
Лексические упражнения (подбор признаков и действий, синонимов и антонимов, родственных слов).
Грамматические упражнения (словообразование, составление предложений).
Фонетический контроль.
Совершенствование диалогической речи.
Обучение составлению плана, его запоминание.
Объединение предложений в связное, последовательное, законченное высказывание.
Использование зрительных опор – схем.
20 слайд - Особое внимание заслуживает чёткое предварительное планирование занятий, продуманное формулирование и оттачивание каждого вопроса воспитателем с учётом содержания составляемого описательного рассказа, законов и норм литературного языка и ожидаемых, предполагаемых, смоделированных воспитателем ответов детей на его вопросы.
21 слайд - Спасибо за внимание!