Марина Леонидовна Борода
Становление внутреннего мира детей дошкольного возраста через общение с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Становление внутреннего мира детей дошкольного возраста через общение с природой
Когда мы говорим, что у кого-то богатый внутренний мир, то часто не задумываемся, что «богатства» эти копятся с детства. Это умение чувствовать красоту, сопереживать, верить, создавать мечты, ценить других людей и мир, в котором живем, способность создавать то, что духовно обогатит человечество.
Темочки:
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Вот и развитие внутреннего мира ребенка начинается с пробуждения эмоциональных реакций на окружающее. Малышу, еще сидящему в коляске, мама показывает деревья, бабочек, птиц, рассказывает о них. Ребенок еще не в состоянии понять, какие они, но он слышит интонацию, наблюдает отношение мамы к происходящему, и подсознательно учится обращать на это внимание, ценить все живое.
Детская музыка, чтение книг вслух, творческие занятия с родителями, в детском саду – все это важно для формирования внутреннего мира детей. Но родной природе отводится особое место в воспитании маленького человека и обогащении его внутреннего мира.
Родная природа это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все: крохотного паучка в густой траве, трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: поэтичный и красочный, динамичный и многообразный, удивительный и таинственный. Однако, способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит к нему сама собой, ее необходимо развивать. Дети часто не замечают прекрасное в окружающем. Это происходит тогда, когда взрослые не умеют передать свое эмоциональное отношение к природе, не пробуждают у ребенка наблюдательность, столь необходимую для восприятия прекрасного.
С самого раннего детства ребенок должен чувствовать, что он и природа - неразделимы и с молоком матери впитывать постулаты здорового образа жизни.
В период дошкольного детства у детей происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при их взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Дети учатся следовать определенным общественным нормам и правилам поведения. И если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально – положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, а сберегающего и восстанавливающего природу, это принесет положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека.
И в заключении хочется сказать словами стихотворения В. Орлова «Что нельзя купить» :
Если деньги накопить
Можно многое купить:
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
Наш долг - педагогов и родителей - подвести детей к пониманию, что красота, которую дарит природа, бесценна, но не бездонна и безгранична. Если мы сможем им это объяснить – можем быть спокойны за их и свое будущее.
Борода М. Л. - воспитатель
группы «Светлячок»