СВЕТЛАНА КАЛИНИНА
Расширение возможности в познании окружающего мира через развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Расширение возможности в познании окружающего мира через развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».
Для успешного решения задач я подбирала и изучала методическую литературу, разработала: перспективный план по развитию мелкой моторики, систематизировала игры, дополняла предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом, оформляла картотеку пальчиковых игр со стихами. Обменивалась опытом, публиковала в сетевых сообществах. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с мозаикой. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка. О значении мелкой моторики руки говорили многие известные педагоги. В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. В развитии движений пальцев рук помогают игры с песком. Принцип терапии песком был предложен еще К. Г. Юнгом. Через эти игры идет формирование пространственных представлений. У ребенка формируются нравственные формы поведения, обогащается опыт общения. Ценность таких игр в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и используют эту информацию в речи, что стимулирует их речевую активность. Важность развития руки также отмечал и Кант: «Рука- это своего рода внешний мозг». Целью моей работы стало: Расширение возможности в познании окружающего мира через развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Публикация «Расширение возможности в познании окружающего мира через развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» размещена в разделах
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. содействовать нормализации речевой функции
2. улучшать координацию и точность движений руки, гибкость, ритмичность
3. улучшать общую двигательную активность
4. развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение
5. воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира
6. привлечение родительской общественности к данной проблеме
7. совершенствовать развивающую предметно - пространственную среду для развития мелкой моторики. Ведущей педагогической идеей я считаю: что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует развитию всех психических процессов, речевых функций, позволяет увеличивать возможность познания окружающего мира. Для реализации поставленных задач, предполагаю тесное сотрудничество с родителями воспитанников, а также специалистами Дошкольного образования. Свою работу я строю и в рамках образовательной деятельности и в течение дня в развивающих играх и упражнениях, в самостоятельной деятельности детей. Всегда стараюсь найти в своей работе, что - то новое и интересное, постоянно накапливаю наглядный дидактический материал для работы с детьми, делюсь с этим материалом с педагогами и родителями. Представлен перспективный план с детьми первой младшей группы на ноябрь 2016 года. Здесь варианты дидактических игр, пальчиковых игр, а также задачи, которые я пыталась решить при помощи данных игр. План взаимодействие с семьей за прошлый учебный год. В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно и с помощью родителей. У нас созданы уникальные пособия «Догони мышку»,где дети на карандаши сматывают ленточкуи притягивают к себе мышку. Интересная игра с прищепками - с помощью прищепок мы прикрепляем солнышку лучики, дождик тучке, сажаем травку на грядке, делаем ушки зайчикам. Сначала мы побуждаем ребенка снимать прищепки, это под силу полуторагодовалым малышам. А вот ближе к двум годам ребенок может сам их прицеплять. С начала с моей помощью, а потом и самостоятельно. Родители заинтересовались моей идей сделать нестандартное оборудование своими руками, предлагали помощь в решении той или иной задачи. Стали переносить опыт по развитию мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудования для своих детей, чтобы заниматься с ними дома. Так же приносили подсобный материал для изготовления нестандартного оборудования (прищепки, пуговицы, шнуровку, киндер сюрпризы и т. д.). Были созданы Бизиборд, разложи яички в свои домики, где формируется не только моторика пальцев рук, но и сенсорные способности., «Развесим белье», «Одень куколку»Таким образом, чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты работы по развитию мелкой моторики рук видны в проявлении интереса детей к различным видам деятельности. Речь детей становится более развитой, увеличивается словарный запас. Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того, что дети что – то сделали сами.
Представлен перечень методической литературы который я использую в своей работе. Вся она отображена в основной общеобразовательной программе нашего детского сада.
На будущее планирую:
1. Продолжать совершенствовать свои начинания.
2. Разработать еще несколько дидактических игр на использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук.
3. Продолжать сотрудничать с родителями, привлекать их к разного рода мероприятиям совместно с детьми.