Татьяна Клейменова
Консультация «Ознакомление с природой в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Дети по природе своей исследователи. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познаёт мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач дошкольных учреждений.
Публикация «Консультация „Ознакомление с природой в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Китайская пословица : «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Это выражение отражает сущность восприятия окружающего мира дошкольником. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Известно, что ознакомление с природой дает наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «общаться», «действовать» с объектами природы. Поэтому с самого момента поступления ребенка в детский сад, мы знакомим его с окружающим миром. Но не в пассивной форме, а активной, когда ребенок сам является её активным участником. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремиться не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать,постучать им и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях,как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности в разное время года и т. п. В связи с этим проектно –исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.
Исследовательская деятельность в ознакомлении дошкольников с природой дает навык работы с информацией, получаемой в результате взаимодействия с реальным миром. Ребенок учится, заметив явление, вычленять его составляющие, описывать их свойства (признаки и их значения, определять, что повлияло на изменение этих свойств и способов их проявления, выводить закономерности га основе замеченных проявлений.
Исследовательская деятельность делает процесс обучения наиболее эффективным. При формировании основ естественно - научных понятий экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному : знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Цель экспериментальной деятельности - привлечь детей к познанию окружающего мира, углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
При организации исследовательской деятельности с детьми мы решаем следующие задачи:
- формирование у детей представлений об окружающей природе (живой и неживой);
- развитие собственного познавательного опыта при использовании разных форм исследовательской деятельности :
а) научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность ( помочь ему ответить на вопросы : почему, зачем, как устроен мир);
б)научить детей практически устанавливать причинно – следственные связи, пространственные и временные связи между предметами и явлениями;
- передача ребёнку возможности осознания красоты и неповторимости окружающего мира;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, критичности.
Поисково- исследовательская деятельность включает следующие формы работы с детьми:
• Познавательные занятия ;
• Совместная деятельность в уголке экспериментирования;
• Игры –эксперименты, дидактические игры ;
• Художественно – продуктивная деятельность;
• Труд в уголке природы и на участке;
• Наблюдения и опыты на прогулке;
• Чтение художественной литературы.
Предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно –ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Для реализации исследовательской деятельности в группе создан центр экспериментирования. Дети исследуют свойства камней, песка, воды, глины, играют с ними. Дети проводят эксперименты : льют, процеживают через сито, переливают через лейки, трубочки ; пробуют делать пену, надувают мыльные пузыри ; превращают снег в воду, а воду в лед, лед в разноцветные льдинки ; видят и понимают, какие предметы тонут в воде, какие нет и почему ; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет ; для чего растениям свет, вода и т. д.
Опыты и эксперименты, проводимые в группе, повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду. Знакомим детей с живой природой (какой цвет предпочитают насекомые ; как кошка язычком чисти себе шерстку), неживой природой (вода, песок, глина, воздух, камень). А также с особенностями живых организмов, их разнообразием, распространением.
Беседуем с детьми о том, что природа прекрасна во все времена года. Объясняем, что в природе ничего не происходит случайно. Опавшие листья нужны растениям зимой, они укрывают землю сплошным ковром и защищают корни деревьев от морозов. Предлагаем детям самим проверить, как шуршат листья, рассмотреть ветки деревьев, найти на них почки. Рассмотреть почки через увеличительное стекло, сравнить их по размеру. На прогулке была выдвинута проблема «Как достать листик?». В ходе этого эксперимента часть детей подпрыгивали, другие использовали подручный материал: палочки,веточки. Кто- то вставал на скамейку, кто-то пытался подуть на листик.
Ежедневно перед прогулкой из окна групповой комнаты отмечаем : какая сегодня погода? Что мы будем делать на прогулке? Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стеклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы : дождь бывает разный : холодный, теплый, моросящий, крупный, ливневый Чаще всего дождь идет тогда,когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде,когда светит солнышко. Такой дождик называется «грибной». Он теплый и быстро проходит. Для формирования интереса к этому явлению использовали потешки, стихотворения. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи. Отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая.
Зимой на прогуле рассматриваем снег. Первый снег чистый, белый, пушистый. Со временем становится слоистым. Проводим опыты со снегом: Измеряем глуьину снега на открытых местах и под деревьями. Сравниваем результаты. Объясняем детям, почему под деревьями снега больше. Заносим снег к группу и наблюдаем за таянием снега. Дети приходят к выводу,что снег - это замерзшая вода. Проделываем опыты со льдом. Игры с водой – один из самых приятных способов обучения. В ходе игр с водой дети знакомятся с различными состояниями воды. Используем художественное слово, прослушиваем музыкальные произведения издающие шум дождя, рокот прибоя, шум водопада. Игры с водой – это отличное настроение, повышение жизненного тонуса, особенно важно для маленьких детей.
Кроме проведения опытов экспериментов проводим интегрированные занятия с элементами экспериментирования. Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, обучение строится как увлекательная проблемно - игровая деятельность обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. На занятиях используем различные методы и приемы подачи материала по принципу «от простого к сложному». Детям предлагается не только рассмотреть объект, но и потрогать его руками, потрясти, понюхать. Используем отдельные поисковые действия. Руководя исследовательской деятельностью, создаем специальные условия для решения познавательной задачи, чтобы дать возможность творческому самовыражению ребенка. Для развития у детей способности видеть не только внешние свойства окружающего мира, но и познавать внутренние связи и отношения. а умения анализировать и делать выводы, создаем базу для организации исследовательской деятельности в группе детского сада.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации, убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Общая тенденция развития современного мира такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека. Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска является важной задачей дошкольных учреждений и семьи. Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам, пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.