Наталия Андреевна Полякова
Конспект НОД «Дикие животные нашего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дикие животные нашего леса». Конспект НОД.
Цель: Систематизация и углубление представление о диких животных родного края.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Дикие животные нашего леса“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
1. Образовательные. Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные», умения дифференцировать дикие и домашние животные. Упражнять в умении называть детенышей животных, в правильном назывании жилища; учить отвечать полными предложениями. Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные».
2. Развивающие. Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе, умение работать в коллективе, активность, самостоятельность. Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, развивать доказательную речь, расширять знания детей о животном мире.
3. Воспитательные. Формирование интереса к природе, понимания поведения и повадок животных. Воспитания коммуникативных навыков, инициативности, навыков сотрудничества.
Методы и приемы.
Игровое упражнение «Собрались все дети в круг», погружение в тему занятия, отгадывание загадок, беседа с детьми, просмотр презентации на тему «Животные и их жилища». «Как кричат дикие животные?», физкультминутка, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика «У лисы в лесу глухом…», постановка проблемы и ее решения: «Надо ли оставлять дикое животное жить в домашних условиях?», Дидактическая игра «Найди детеныша», «Кто где живет», «Чей хвост чья голова», «Угостим лесных зверей»,рассказ, разъяснение.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята сегодня мы поговорим о животных. Место, где живет животное, называется его средой обитания. Если ее уничтожить, то животное погибнет.
А какие вам известны живые существа?
Дети: дикие животные, птицы, насекомые, рыбы.
У нас сегодня необычное задание (интересная работа). Я сама не буду показывать вам картинки. Картинки будут появляться на экране. Но появятся они только в том случае, если вы отгадаете загадки про животных. Отгадывание загадок про животных?
Просмотр слайдов на тему: «Животные и их жилища».
(Дети называют и просматривают слайды)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. Медведь
Дети: Рассказ ребенка о медведе. Медведь большой, сильный,
Коричневый. У него длинные когти, сильные лапы и теплый мех. Цвет шубы медведь не меняет. Медведь зимует в берлоге, вход в берлогу зимой завален ветками и засыпан снегом. Только весной медведь просыпается. В холодную зиму медведь спит крепко, а в оттепель чутко. Питается медведь овсом, рыбой, муравьями, жуками, а еще он большой сладкоежка любит мед и ягоды.
Воспитатель: А как называют дом медведя?
Дети: Берлога.
Воспитатель: Хотите посмотреть, как зимует медведь в берлоге?
Посмотрите на экран.
(дети смотрят на слайд со спящим в берлоге медведем)
Воспитатель. Вот так медведь спит в своей берлоге.
Как вы думаете, ему тепло или холодно? Почему вы так думаете?
Дети. Мех теплый. Вход ветками завален. Снегом сверху замело.
Воспитатель. Всю зиму спит медведь в берлоге.
Воспитатель. Рассмотрите медведя. Какой он, большой какие у него лапы?
Воспитатель. Всю зиму спит медведь в берлоге. Только весной проснется.
Послушайте как кричит медведь (слушают голос животного).
Познакомимся еще с одним жителем леса.
Воспитатель. Эту хитрую плутовку,
Знают здешние леса.
Кто наводит страх на зайцев?
Это рыжая. Лиса
Дети. Рассказ ребенка о лисе. (Ребенок имитируют походку лисы)
У лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки, остренька мордочка, конечно, большой и пушистый роскошный хвост, которым она пользуется при резких поворотах как рулем, заметает следы, а еще хвост ей служит покрывалом, когда она спит. У лисы чувствительный нос, при помощи которого она находит себе пищу. Лиса не меняет своей шубки она зимой и летом рыжая. Лиса очень хитрая. Живет лиса в глубокой норе с несколькими выходами на случай опасности.
Воспитатель. Молодцы. Рассмотрите лису, какая она, какой у неё хвост?
Воспитатель. Под кусточком лисий дом.
Как называется дом лисички?
Дети. Нора.
Посмотрите на экране – это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная Послушайте как кричит лиса. (слушают голос животного).
Воспитатель. Молодцы.
Кто на ветке шишку грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по веткам ловко скачет
И в дупле орехи прячет? Белка
Дети. Рассказ ребенка о белке. (Ребенок имитируют походку белки)
Белка маленького роста, у нее большой и пушистый хвост, который помогает ей прыгать с ветки на ветку, на ушках у нее кисточки, на лапках острые коготки, которые помогают ей цепляться за ветки, еще у нее острые зубки. Белка от мороза прячется в дупле и хвостиком вход закрывает. Белка готовит корм на зиму, его она прячет в гнездо дупла деревьев, она сушит грибы, ягоды, шишки, орехи. Осенью белка, становится серебристо-серой, такая окраска помогает ей скрываться от врагов).
Воспитатель. Рассмотрите белку. Какая она, Какие у неё ушки и хвост, где живет белка. Как называется ее домик?
Воспитатель. Почему белка так высоко дом свой делает?
Дети. Чтобы другие звери не достали. Послушайте как кричит белка. (слушают голос животного).
Воспитатель.
У бедняжки нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора. Заяц.
Дети. Рассказ ребенка о зайце. (Ребенок имитируют походку зайца)
Зимой у зайца белая шуба, а весной он меняет её на серую. У него длинные уши и быстрые ноги которые спасают его от врагов маленький пушистый хвост. Нет у зайца дома, под кусточком поспал и убежал. Питается заяц молодыми ветками деревьев, капусту, морковь. Заяц к зиме запасов не готовит, он находит себе пищу и зимой. Заяц путает следы, чтобы спастись от врагов.
Воспитатель. У медведя есть берлога, у лисы – нора, у белки — дупло, а где же зайка живет? Какой у него домик?
Воспитатель. Давайте рассмотрим зайку. Какой он, какие у него ушки, ноги.
Воспитатель. Вспомните, какую шубу носит заяц зимой, и на какую меняет её весной?
Послушайте как кричит заяц. (слушают голос животного).
Воспитатель:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Еж)
Дети: Рассказ ребенка о ежике. (Ребенок имитируют повадки ежа).
Мордочка ежа вытянутая. Нос острый и постоянно влажный. Глаза круглые черные, уши маленькие, закругленные. Ежик темно-серого цвета, на теле ежика находятся иголки. Растут иглы так же, как и волосы. На голове и брюхе растет густая жесткая шерсть. На лапах по пять пальцев, когти острые. Ежик живет в норе, и запасов на зиму не делает. Зимой ежик спит, а весной просыпается. Питается ежик грибами, ягодами корешками, а вот яблоки на спине носит чтобы спасаться от клещей которые очень беспокоят ежиков. А яблоки выделяют яблочную кислоту которой очень бояться насекомые.
Ежик (просмотр слайда).
Воспитатель. Какая шубка у ежик? Зачем еж сворачивается в клубок? (Дети, спасаются, от врагов). Послушайте как кричит ежик. (слушают голос животного).
Воспитатель:
На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. Волк.
Дети: Рассказ ребенка о волке. (Ребенок имитируют повадки волка).
Волк сильный, смелый, умный. Всегда ходит в серой шубке. У волка длинный и протяжный вой. Волки живут стаями, дом называется логово. Их не зря называют санитарами – ведь, как правило, их жертвами становятся старые, больные или неопытные животные. Чаще всего волки охотятся на копытных животных. Когда мало пищи, волки едят лягушек, ящериц и жуков. Кроме мясной пищи волки охотно поедают фрукты, ягоды грибы, траву и листья. Волки очень выносливые они могут прожить без еды около двух недель.
Воспитатель: Посмотрите, у волка тоже есть дом, какой он? Его дом называется «логово».
Послушайте как кричит волк. (слушают голос животного).
Вы рассмотрели всех животных. Скажите, что у них общего?
Дети: У всех животных есть голова, морда, туловище, лапы или копыта, хвост. Тело животных покрыто шерстью.
Воспитатель: Тело всех ли животных покрыто шерстью?
Дети: У ежа иголки.
Воспитатель: Назовите всех животных, которых мы рассматривали и скажите, какие это животные?
Дети: заяц, волк, медведь, лиса. Белка.
Воспитатель: Чем дикие животные отличаются от домашних?
Дети: Дикие животные живут в лесу и сами себе ищут еду, жилище. А домашние живут рядом с человеком, который их кормит и ухаживает за ними.
Воспитатель: Какие изменения в жизни животных происходят весной?
Дети: Медведь просыпается и выходит из берлоги. Лиса чистит, ремонтирует старую нору или строит новую. Белка приводит в порядок гнездо или ищет новое дупло. Волчица ищет укромное место для своих детишек.
Воспитатель: Ребята давайте с вами прогуляемся по лесной тропинки к нашему бельчонку Рыжику и посмотрим, как он живет и как меняется его шубка
По тропинке мы пошли
Шишку нашли, подняли,
В корзину положили.
Дальше пошли, белке гриб нашли,
Подняли, белке бросили в дупло.
Опять пошли, заячьи следы нашли,
Присели, посмотрели.
Дальше пошли.
Вот мы шли, желуди нашли
Покормили кабана, дальше пошли.
Воспитатель: Ой ребята посмотрите куда мы с вами попали?
Дети: К бельчонку
Воспитатель: Что едят белки?
В основном, белка питается орехами, желудями, семенами хвойных деревьев: ели, сосны, кедра, лиственницы, пихты. Рацион белки включает в себя грибы и различные зерна. Кроме растительной пищи она может питаться различными жуками, лягушками, ящерицами, птенцами птиц. При неурожае и ранней весной белка ест почки на деревьях, лишайники, ягоды, кору молодых побегов, корневища и травянистые растения.
Белка зимой. Как белка готовится к зиме?
Когда белка готовится к зиме, она делает множество укрытий для своих запасов. Она собирает желуди, орехи и грибы, может прятать пищу в дуплах, норах или вырывать ямы самостоятельно. Многие зимние запасы белки разворовываются другими животными. А про некоторые тайники белки просто забывают. Зверёк помогает восстановлению леса после пожара и увеличивает численность новых деревьев. Именно из-за забывчивости белок спрятанные орехи и семена прорастают и образуют новые насаждения. Зимой белка не спит, приготовив запас пищи еще осенью. Во время морозов она сидит в своем дупле, находясь в полудреме. Если же мороз небольшой, белка проявляет активность: может разворовывать тайники мышей, бурундуков и кедровок, находя добычу даже под полутораметровым слоем снега.
Возвращаемся на станцию "Лесничество"
Игровое упражнение (чтение стихотворения).
Как-то днем, простой тропой, Звери шли на водопой:
За мамой зайчихой прыгал….
Дети: Зайчонок.
Воспитатель: За мамой волчицей топал…
Дети: Волчонок.
Воспитатель: За мамой лисицей крался….
Дети: Лисенок.
Воспитатель: За мамой медведицей шел …
Дети: Медвежонок.
Воспитатель: За мамой бельчихой скакал….
Дети: Бельчонок.
Воспитатель: За мамой ежихой плелся ….
Дети: Ежонок.
Воспитатель: Молодцы ребята справились с загадкой.
Воспитатель: Кого вы сейчас называли?
Дети: Детенышей животных.
Проблемная ситуация. Ребята, сегодня утром я встретила своего знакомого охотника. Он мне рассказал, что когда он был на охоте и увидел на дороге слабого маленького серого волчонка. Взял его домой, лечил и кормил. И теперь, когда волчонок окреп, он мог бы его отнести в лес, но ему стало его жалко. Ведь он привык к нему и не хочет с ним расставаться. «Пусть поживет у меня дома» - сказал охотник.
- Ребята, что делать? Оставить волчонка или отпустить в лес?
Дети: Отпустить в лес. Оставить, он уже привык к нему. Волчонку будет плохо без мамы. Волчонок дикое животное и должен жить в лесу. Мы вернемся к этому вопросу в конце занятия.
Воспитатель: Я хочу проверить ваши знания, на сколько хорошо вы знаете о диких животных.
Игра: "Кто, где живет?" (подготовительная группа)
Воспитатель: Соединим линией дикого животного с его жилищем.
Дети: Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустиком.
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.
Игра: «Чей хвост» (старшая группа)
Воспитатель: Соединим линией дикого животного голову с его хвостом.
Будем мы сейчас играть и мимикой изображать.
В лесу бегает злой волк Нахмурить брови
Вдруг не стало волка Поднять брови (удивление)
Это мишка косолапый прогнал злого волка Подмигнуть правым глазом (радость)
Воспитатель: В окружающем нас мире живут разнообразные животные. Они разные по величине, окраске, передвигаются разными способами: бегают, ползают, летают.
Игра «Четвертый лишний» (средняя группа)
Картины с изображением зверей птиц и насекомых). Кто здесь лишний?
Дети. Звери, птицы, насекомые.
Воспитатель: Мы сегодня много говорили, о каких животных? Ребята, что мы посоветуем охотнику? Оставить волчонка или отпустить на волю?
Ответы детей.
Воспитатель: Я считаю, что дикие животные обязательно должны находиться в той среде обитания, где они родились.
Нуждаются ли дикие животные в нашей помощи?
Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы ребята вы сегодня очень хорошо работали, справились со всеми заданиями, которые я вам предложила. И за это вам заплачу зарплату
Я очень рада, что у вас у всех хорошее настроение, и это солнышко радости, которое изображено на деньгах пусть всегда будет вместе с вами. А сейчас давайте мы с вами попрощаемся ребята.