Светлана Сенникова
Проект «Дикие животные нашего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
ПРОЕКТ
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР.
Учитель-дефектолог: Сенникова Светлана Анатольевна
Участники воспитатели: Умарова Ирина Ашурматовна
Семенова Алена Павловна.
г. Советский
2017г.
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Дикие животные нашего леса“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты
- Темочки
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленного на выявление и развитие речевых, творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений.
Проблема. Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых актуальной на сегодняшний день является проблема увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Особенно остро эта проблема заметна педагогам коррекционной направленности. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития речи детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий.
Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Поиск путей решения выше означенных проблем привёл к попытке применения в коррекционной работе проектного метода.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения
Хочется поделиться опытом и представить пример творческого проекта «Дикие животные нашего леса» реализованного с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Проект был задуман учителем - дефектологом и реализован совместно с воспитателями, младшими воспитателями и родителями.
Актуальность данного проекта :
Дети с ТНР в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов. Дети не достаточно владеют обобщающими понятиями, затрудняются описывать предметы, владеют скудным словарным запасом, не умеют образовывать сложные слова, аграмматизмы в речи.
Краткое описание проекта : данный проект представляет собой работу по развитию речи, ознакомлению детей с окружающим миром. Проект направлен на закрепление у детей с ТНР необходимых знаний, умений, навыков по развитию связной речи и воспитанию бережного отношения к диким животным.
1. Цель проекта : создать условия для развития речевых, познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Сформировать целостное представление о диких животных леса, их характерных отличительных способностях.
2. Задачи проекта :
Образовательные:
1. Дать представления о диких животных леса, их образе жизни, питании, жилищах.
2. Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный). Упражнять в образовании сложных прилагательных (тонконогий, длинноухий, длинноногий и т. д., притяжательных прилагательных (лосиный, лисий, волчий и др.)
3. Согласовывать числительное с существительным.
Развивающие:
1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме, формировать грамматический строй речи.
2. Способствовать развитию просодической стороны речи.
3. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение внимательно слушать учителя-дефектолога и сверстников.
2. Вызвать интерес детей к жизни животных леса; формировать заботливое отношение к животным.
Задачи для детей:
развивать у детей интеллектуальные, речевые, познавательные способности, мелкую моторику, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к природе.
Задачи для родителей:
создавать в семье благоприятные условия для развития познавательных, речевых процессов ребенка
использовать знания детей, приобретенные на занятиях в детском саду,
уважать неповторимость ребенка, ставить для себя и ребенка реальные цели.
Задачи для учителя-дефектолога, воспитателей, младших воспитателей:
расширять, обогащать и активизировать словарь по теме, через различные виды деятельности,
вызвать интерес детей к жизни диких животных леса; формировать заботливое отношение к животным
3. Вид проекта : творческий
По - методу информационный.
По - содержанию – лес и его обитатели
По - количеству участников – групповой
По - продолжительности –краткосрочный
4. Период реализации: краткосрочный (февраль -1 неделя)
5. Основные принципы работы учителя – дефектолога, воспитателя, младшего воспитателя, родителей приреализации проекта :
• уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
• комплексный подход при проведении игр и упражнений;
• систематичность и последовательность занятий;
• вариативность содержания и форм проведения занятий;
• наглядность;
• адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
• постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
• индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
• повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
6. Участники проекта :
учитель-дефектолог, воспитатели группы, младшие воспитатели.
дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
родители и другие члены семьи.
7. Новизна
Состоит в том, что развитие речи детей происходит через организацию драматизации сказки, дидактических игр и игровых упражнений, использование штриховки нетрадиционными способами. Работа ведется с использованием здоровьезберегающих технологий (массажа биологически активных зон, массажа и самомассажа кистей рук маленькими мячами разного диаметра и качества.
8. Методы и приёмы.
• Наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин, просмотр мультфильмов, использованиеИКТ).
• Словесный метод (рассказ, беседа, чтение художественных произведений детям, рассказы детей).
• Практический метод (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевая игра, драматизация сказки, конструирование).
9. Предполагаемый результат в процессе взаимодействия учитель-дефектолог, воспитатели, дети, родители в реализации проекта :
Дети:
овладение знаниями по развитию связной речи; грамматического строя речи, обогащению пассивного и активного словарного запаса; знаниями о диких животных; развитие мелкой моторики
возрастание речевой активности детей в разных видах деятельности,
проявление доброты, заботы, бережного отношения к природе, к животным;
Родители:
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
повышение педагогической компетентности родителей.
Учитель-дефектолог, воспитатели группы:
проектирование заставляет учителя-дефектолога, воспитателя находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.
10. Ресурсное обеспечение
• интерактивная доска
• мультфильмы, сказки о животных из интернета,
• атрибуты к сюжетно-ролевым играм,настольно-печатные игры,
• наборы мелких диких животных,
• конструктор крупный и мелкий, лего, для постройки жилищ для диких животных,
• иллюстрации животных нашего леса,
• пальчиковые игры, упражнения, пальчиковый и теневой театры, пальчиковые стихи, русские народные сказки
11. Этапы работы над проектом :
1 Организационный этап (понедельник)
Мероприятия
1. Выбор темы проекта и его разработка.
2. Изучение практических и методических источников по заявленной проблеме.
3. Подбор методического материала по заявленной теме.
4. Составление плана работы по теме «Дикие животные нашего леса»
2. Практический этап (понедельник-четверг)
Мероприятия
• Подбор иллюстративного материала по теме, драматизация сказки «Теремок», театрализованные игры, дидактические игры, игрушки диких животных. Сюжетно-ролевые игры по гостевому этикету.
• Индивидуально-подгрупповая работа: «Дикие животные наших лесов»;
• Чтение художественной литературы «Теремок»;
• Раскраски (нетрадиционные техники) «Дикие животные леса», «Детеныши диких животных»;
• Домашнее задание для детей и родителей – совместная деятельность (штриховка в нетрадиционной технике животного леса с составлением описательного рассказа о животном);
• Лексико-грамматические игры по лексической теме.
• Подготовка к итоговой непосредственно-образовательной деятельности «Дикие животные нашего леса». Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме.
Участие родителей в проекте :
Разучивание эагадок с детьми, работа по заданию учителя-дефектолога в индивидуальных тетрадях.
Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (штриховка – дикого животного в нетрадиционной технике с составлением описательного рассказа о нем, по предложенному плану).
Участие учителя-дефектолога и воспитателей, младших воспитателей группы в проекте :
Сбор информации;
Поиск методической и художественной литературы; разработка конспекта занятия, беседы; подготовка к занятию с использованием сюрпризного момента.
Работа с родителями:
Привлечь родителей к сбору информации для составления рассказа о диком животном в индивидуальных тетрадях.
Предложить родителям подборку стихов, загадок, книг о лесных животных.
Оформление папки: «Консультации для родителей «Дикие животные нашего леса» «Дикие животные наших лесов». «Дикие животные в лесу» «О жизни диких животных наших лесов» «Учите детей любить животных» «Дикие животные».
Работа с детьми:
Форма постановки: использование сюрпризного момента, загадки, игры, настольный театр, инсценирование сказки о животных.
Дидактические игры:
«Чья мама?»; «Угадай, кто я?»; «Кто где живет?»; «У кого какое жилище?»; «Чья лапа, чей хвост?»; «Собери картинку»;
Подвижные игры:
«У медведя во бору»; «Зайка беленький сидит»; «Лиса в курятнике»; «Волк и зайцы»;
Рассказ воспитателя о диких животных : «Дикие животные в лесу», «Как животные зимуют».
Выставка работ детей.
Чтение художественной литературы:
А. Прокопьев «Белка»;«Сказка про храброго Зайца – длинные уши», С. Козлов; «Приключение Мишки – Ушастика», И. Янчарский; «Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу»; «В. Бианки «Холодно в лесу, холодно»;
«Лиса Патрекеевна», р. н. с., обр. К. Ушинский; «Волчишко», Е. Чарушин: «У страха глаза велики», р. н. с.
Продукты используемые воспитателями и младшими воспитателями группы в проектной деятельности :
1) Лепка «Грибочки и орешки для белочки»
2) Раскраска (нетрадиционная техника) «Дикие животные леса», «Детеныши диких животных»
4) Игра «Выложи по образцу»
5) «Постройка из конструктора «Теремок для всех зверей»
6) «Постройка из лего «Жилище зверей»
7) «Строим берлогу для медвежат» (из крупного конструктора)
3. Заключительный этап
Мероприятия
• Итоговая непосредственно - образовательная деятельность «Дикие животные нашего леса», с использованием драматизации сказки «Теремок»;
Фотоматериалы результативности проектной деятельности
Отчет
12. План мероприятий по проекту :
Понедельник:
1) Рассматривание картинок «Дикие животные наших лесов»
2) Пальчиковая игра с орешками «Едет белка на тележке»
3) Игра «Кто, где спит?»
Вечером:
1) Игра «Кто, чем питается?»
2) Гимнастика в парах под музыкальное сопровождение «Бурый мишка»
3) Строим берлогу для медвежат (из крупного конструктора)
Вторник:
1) Игра «Кто спрятался?»
2) Игра «Составь предложение о животном»
3) Игра «У кого что?»
Вечером:
1) Дидактическая игра «Назови жилище»
2) Игра «Чья лапа! Чей хвост?»
3) Раскраска «Животные леса»
4. Разучивание песни «О настоящей дружбе»
Среда:
1) Чтение художественной литературы: «В. Бианки «Холодно в лесу, холодно»;
беседа по содержанию рассказа;
2) Игра «Гладь мои ладошки ёж»
3) Разучивание песни «О настоящей дружбе»
Вечером:
1) Составь загадку о животном.
2) Игра: «1,3,5» (1 медведь, 3 медведя, 5 медведей).
3) Раскраски «Детеныши диких животных» (нетрадиционные техники)
Четверг:
1) Игра: «Кого не стало?»
2) Игра «Постройка из конструктора «Теремок для всех зверей»
Вечером:
1) Сюжетно-ролевая игра по гостевому этикету
2) Игра «Назовите сложные слова».
Пятница:
1) Логопедическое занятие «Дикие животные наших лесов» с приглашением родителей для просмотра занятия.
Вечером:
1) Игра с массажными шариками «Мой колючий ёж»
2) Игровая ситуация «Звери потерялись» (ориентировка в пространстве)
13. Значимое событие (итоговое мероприятие)
Итоговая непосредственно-образовательная деятельность «Дикие животные нашего леса» с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
14. Список литературы
1. Золотова Е. И., Знакомим дошкольников с миром животных : Кн. Для воспитателя дет. сада / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1988. – с. 159.
2. И. Лопухина “Логопедия – речь, ритм, движение” ,СПб. : Дельта,1997
3. Соболева А. В., Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей – М. : “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – с. 96.
4. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и
семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М. ,2010
6. Киселева Л. С. проектный метод в деятельности дошкольного
учреждения. Арти. М., 2005
7. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических
занятиях. -М. 2007.
8. Т. А. Шорыгина. «Какие звери в лесу»
9. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для
детей с ОНР. М., 2012
10. Изображения. [Электронный ресурс ]. – URL : https://images.yandex.ru/yandsearch .
15. Иные материалы или приложения к проекту.
• Раскраски.
• Конспект итоговой НОД «Дикие животные нашего леса»
• Музыкальная фонограмма для гимнастики в парах «Бурый Мишенька»
• Фотографии итоговой НОД «Дикие животные нашего леса»
• Консультации для родителей
16. Презентация в PowerPoint не более 10 слайдов.
Презентация к конспекту НОД «Дикие животные нашего леса»
Презентация к проекту «Дикие животные нашего леса»
Вывод:
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
у дошкольников в процессе работы над проектами значительно расширился словарный запас, сформировался грамматический строй речи, и повысился уровень связной речи
возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на речевую и игровую деятельность детей, дети включают в драматизации, сюжет игры различные игрушки диких животных и пытаются осуществлять ролевой диалог;
улучшилась мелкая моторика, через раскраски, штриховки…
считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия учитель-дефектолог-педагог –младший воспитатель- родители, родители принимали активное участие в реализации проекта.
Можно уверенно сказать, что проектная деятельность в детском саду, а тем более в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, как глоток свежего воздуха, дающего возможность детям почувствовать радость созидания и открытия, а педагогу радость сотрудничества.
Перспектива на будущее:Разработать перспективу проекта “ Животные жарких стран”,создать «Книгу джунглей».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Учитель – дефектолог: Сенникова С. А.
Лексическая тема «Дикие животные»
Дома с ребёнком родители могут закреплять и лексический материал и обыграть его по теме «Дикие животные».
1. Загадки про диких животных :
Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко.
Не пустует никогда
У меня кладовка. (Белка)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток — ни одной. (Еж)
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит – бродит он молчком,
Уши серые торчком. (Волк)
Рыжая плутовка
В лесу живет.
В деревне кур крадет.
Хитрая, ловкая.
Хвост пушистый,
мех золотистый. (Лиса)
Вопросы детям по теме «Дикие животные» :
- Как одним словом можно назвать белку, волка, ежа и лису? (Дикие животные)
- Каких еще диких животных ты знаешь, назови их.
- Почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу).
2. Игра «Где кто живет?»
Где живет медведь? (В берлоге).
Заяц – (под кустом).
Волк – (в логове).
Ёж – (в норе).
Лиса – (в норе).
Белка – (в дупле).
3. Игра «Кто чем питается?»
Медведь – рыбой, ягодами, медом, мелкими животными.
Заяц – травой, корой, веточками.
Белка – орехами, грибами.
Волк – мясом животных.
Ёж – грибами. мышами, жуками, яблоками.
Лиса – мышами, мясом животных.
4. Игра «Кто как передвигается».
Медведь, что делает? – ходит, лазает, плавает, бегает.
Заяц – бегает, прыгает, скачет.
Волк, лиса – бегают, ходят.
Белка – прыгает, бегает, карабкается.
Ёж – ходит, бегает, катится.
5. Игра «Кто кем будет?»
Ежонок будет – ежом.
Лисенок – лисой.
Волчонок – волком.
Медвежонок – медведем.
Зайчик – зайцем.
Лосенок – лосем.
Барсучонок – барсуком и тд.
6. Игра «Угадай!».
Злой, голодный, серый …. (волк).
Трусливый, длинноухий, серый …. (заяц).
Хитрая, хищная, рыжая …. (лиса).
Рыжая, маленькая, быстрая …. (белка).
Большой, бурый, неуклюжий … (медведь).
7. Перескажи текст.
Лисичка зимой мышей ловит. Встанет на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице. Тузлукова Ольга Владими
Источник: https://logoportal.ru/material-dlya-roditeley-po-leksicheskoy-teme-dikie-zhivotnyie/.html
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
для детей ТНР № 8»Маленькая страна»
Лексическая тема: «Дикие животные нашего леса»
Цель. Уточнять и систематизировать знания детей о диких животных.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить представления о диких животных леса, их образе жизни, питании, жилищах.
Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный др.); Упражнять в образовании сложных прилагательных (тонконогий, длинноухий, длинноногий и т. д., притяжательных прилагательных (лосиный, лисий, волчий и др.)
Согласовывать числительных с существительным.
Развивающие:
Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
Способствовать развитию просодической стороны речи.
Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животном.
Воспитательные:
Воспитывать умение внимательно слушать учителя-дефектолога и сверстников.
Вызвать интерес детей к жизни животных леса.
Оборудование: снежный сугроб, стрелки, атрибуты для сказки «Теремок», демонстрационный материал, интерактивная доска, сюрприз (раскраски, сладкий приз)
Предварительная работа:
• Чтение сказки «Теремок»
• Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатная игра с элементами драматизации сказки «Теремок», дидактических игр, игрушек диких животных, материалов для игр.
• Подготовка к итоговому логопедическому занятию «Дикие животные наших лесов». Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме.
• Беседа о бережном отношении к животным нашего края.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
1. Организационный момент:
Учитель-дефектолог: - Дети, посмотрите на гостей, поздоровайтесь.
Ребята, вы любите приключения? Я вас приглашаю в путешествие. Посмотрите, на нашем пути снежный сугроб. Он не простой, на нём что-то написано.
«Налево пойдёшь-ничего не найдёшь,
Прямо пойдёшь - в сказку попадешь.
Направо пойдёшь- пропадешь.
Куда пойдем? (прямо)
Пойдемте (полянка с теремком).
В какую сказку мы пришли? (Теремок (на столе шапочки персонажей сказки)
Дети, вспомните загадки о животных, которые присутствуют в сказке «Теремок»
1. «Загадки»
1. Живёт в норке, грызёт корки
Короткие ножки, боится кошки (мышь).
2. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (медведь.)
3. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный (волк).
4. Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы-
Уши больше головы (заяц).
5. Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней (лиса).
2. Сообщение темы занятия
Учитель-дефектолог: Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад.
Раз – два – три – сказка оживи. (учитель-дефектолог раздает шапочки персонажей сказки детям)
3. Расширение словаря по теме.
Учитель-дефектолог: Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и спрашивает:
Ребенок-мышка : -Терем, теремок! Пусти меня к себе жить?
Учитель-дефектолог: - Пущу, если ребята скажут, где в лесу живут животные (волк, лиса, белка, медведь, заяц, мышка….)
Игра: «Кто, где живет» (презентация) Ответы детей:(Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Медведь живет в берлоге. Мышкаживет в норке. Белка живет в дупле. Заяц живет в норке. И т. д.)
- Вошла мышка и стала там жить.
4. Согласование существительных с числительными
Учитель-дефектолог: Бежит мимо терема зайчик-побегайчик, остановился и спрашивает:
Ребенок-зайчик: - Терем, теремок! Пусти меня теремок к себе жить.
Учитель-дефектолог: пущу, если ребята назовут детёнышей диких животных с числом 1, 3, 5 (1 лось, лиса и т. д.)
-Вошёл зайчик и стал там жить
5. Гимнастика в парах под музыкальное сопровождение
«Бурый мишка» (массаж биологически активных зон)
Бурый Мишенька зимой. (массаж лица-ладошками гладят лицо)-2 раза.
Крепко спал в берлоге. (ладошками хлопают по щечкам)-2 раза.
Случайно он проснулся, (трут кулачками, глаза)-2 раза.
Зевнул и потянулся: (массаж губ)-2 раза.
-Здравствуй, рыжая лисичка!- (хлопают по ладошкам соседа)-2 р.
-Здравствуй, белочка-сестричка!- (хлопают по ладошкам соседа)-2 р.
-Здравствуй, серенький волчонок!- (стучат кулачками по рукам соседа)-2 р.
-Здравствуй, беленький зайчонок!-(стучат кулачками по рукам соседа)-2 р.
-и лохматый медвежонок. - (стучат кулачками по коленкам)-4 р.
6. Образование притяжательных прилагательных
Учитель-дефектолог: Бежит мимо терема лисичка-сестричка, остановилась и спрашивает:
Ребенок-лисица: - Терем, теремок! Пусти меня, теремок, к себе жить.
Учитель-дефектолог: Пущу, если вы вместе назовете, чьи это лапы и хвосты, уши…. (Уши зайца – заячьи, волка – волчьи и т. д. (по картинкам)
- Вошла лисица и стала там жить.
7. Употребление сложных прилагательных
Учитель-дефектолог: Бежит мимо терема волчок-серый бочок, остановился и спрашивает:
Ребенок-волк: - Терем, теремок! Пусти меня теремок к себе жить.
Учитель-дефектолог: Пущу, если вы вместе назовете сложные слова.
Если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая.
У зайца уши длинные – длинноухий.
У белки рыжий хвост – рыжехвостая.
У медведя короткий хвост – короткохвостый.
У ежа острый нос – остроносый.
У зайца косые глаза – косоглазый.
У лося длинные ноги – длинноногий…
- Вошел волк и стал там жить.
10 .Составление рассказа-описания (на доске схема)
Учитель-дефектолог: Идет мимо терема косолапый мишка, остановился и спрашивает:
Ребенок-медведь: - Терем, теремок! Пусти меня теремок к себе жить.
Учитель-дефектолог: Пущу, если ребята расскажут о тебе поподробнее по плану-схеме.
Дети сначала составляют предложения по схеме. Потом один ребенок рассказывает весь рассказ-описание у доски по схеме.
Это медведь. Медведь дикое животное.
У медведя: лохматая голова с маленькими ушами и черными глазами, большое туловище, покрытое густой коричневой шерстью. У медведя большие, сильные лапы с длинными когтями и маленький хвост. Медведь зимует в берлоге.
Медведь летом питается ягодами, корешками, любит ловить рыбу, лакомиться медом, зимой впадает в спячку. У медведицы зимой появляются медвежата.
Медведь умеет рычать. Медведь герой сказок и мультфильмов: «Теремок», «Колобок», «Маша и Медведь», «Маугли», «Три медведя» «Тарзан»…
Учитель-дефектолог: - Вошел медведь в теремок. Дружно и весело стали жить наши герои в своём теремке.
11. Итог занятия
Какое задание было вас трудным? Какое задание было для вас легким? Понравилась вам сказка?
Споём песню о дружбе.