Макова Наталья
Стадии на песке, которые проходит ребенок в песочной терапии
Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.
Публикация «Стадии на песке, которые проходит ребенок в песочной терапии» размещена в разделах
М. Вагнерова указывает на большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений.
В. В. Лебединский отмечает особенную зависимость логики развития детей с ЗПР от условий воспитания. Е. С. Слепович — проблемы в сфере социальных эмоций: дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Указанные особенности детей с ЗПР создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.
Часто дети с ЗПР затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.
Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли. Игра с песком эффективна и в групповой работе. С одной стороны, наблюдение за играющими дает психологу бесценную психодиагностическую информацию об особенностях коммуникации участников игры. С другой стороны, игра в песочнице может быть использована как возможность проживания некоторого психологического опыта, закрепления определенных знаний о мире и о себе. Для понимания содержания групповых песочных композиций используется четыре показателя:
характер взаимодействия участников группы между собой;
распределение ролей в группе;
стиль поведения каждого участника группы;
ценности, объединяющие участников группы.
Эти показатели входят в понятие «стиль ситуативной коммуникации». Стиль ситуативной коммуникации может (ССК) отражает многообразие взаимодействий между участниками группы в процессе создания ими песочной композиции и ее обсуждения. В зависимости от того, каким образом вели себя участники группы по отношению друг к другу, мы определяем ССК как после сотрудничество, ассимиляция, «параллельная игра», конфронтация, «борьба за территорию» (терминология Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой).
Сотрудничество. Если в песочнице все участники группы слушали друг друга; тот, кто предлагал свою идею, был выслушан; члены группы уважали злобный друг друга, но при этом каждый участник игры имел свою территорию, связанную коммуникациями с другими, — мы можем говорить о сотрудничестве.
Ассимиляция. Если мы видим песочную картину с единым центром; предложения участников группы как будто объединились в одну общую идею; «территории» членов группы не выделены, размыты; все подчинены одной идее и царит полное взаимопонимание, — это стиль ассимиляции.
«Параллельная игра». В этом случае в песочнице можно увидеть несколько «параллельных миров» — автономных стран, которые друг другу не мешают. Иногда между ними есть средства коммуникации (дороги, мосты, проходы, а иногда они отсутствую вообще. Бывает, что два члена группы находятся между собой в конфронтации, а другой (или двое других) спокойно строят свои «сказочные страны». Иногда один из детей или подростков строит свою «параллельную страну», тогда как после другие участники строительства демонстрируют стиль сотрудничества. Ведущий может предложить проложить дороги к автономной стране. По тому, как чтобы отреагируют на это предложение участники и сам автор изолированно страны, можно судить о характере взаимоотношений между ними.
Конфронтация. Если в группу «попали» два или более лидера, наблюдалось открытое или скрытое противостояние, напряжение; даже разразился конфликт (группа спонтанно разделилась на подгруппы, — это стиль конфронтации.
«Борьба за территорию». В этом случае участники группы прежде всего дети стремятся захватить территории друг друга. Они уже не выясняют друг у друга «кто главнее», как в случае место конфронтации. Идет борьба за власть и территорию, сопровождающаяся агрессивными вспышками и конфликтами.
Общие рекомендации. Важно, чтобы наблюдение за ССК в одной группе заняло не менее 3-5 сеансов. Если все это время ССК сохранялся — можно говорить об его устойчивости.
Наиболее деструктивный ССК — «борьба за территорию». Чаще всего он проявляется у детей и также подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации. В этом случае наиболее сложно «умерить страсти». Чаще всего члены группы плохо совместимы друг с другом или не умеют взаимодействовать конструктивно. Если в группе есть явный «зачинщик» конфликта, имеет смысл поработать с ним индивидуально. Чтобы «перейти» от «борьбы» к сотрудничеству, ведущему потребуется много терпения и мастерства.
Если наблюдается устойчивая конфронтация, не нужно торопиться приписывать участникам группы недостаточную степень развития коммуникативных навыков или расформировывать группу. Противостояние часто является следствием наличия в группе нескольких лидеров, которые бессознательно «делят сферы влияния». Можно дать им общее задание: поставить на картину фигурку существа, нуждающегося в помощи, или фигурку злодея, от которого нужно спасать сказочный мир, и пр. Основное условие: не ругаться, помогать друг другу. Когда ситуация разрешится, важно сказать ребятам, что именно их сотрудничество стало залогом успеха. Таким образом, конфронтация предполагает «обучение» участников группы навыкам сотрудничества на примере «проживания», «разрешения» конкретных сказочных ситуаций.
Сотрудничество и ассимиляция отражают либо хорошо сформированные навыки позитивной коммуникации, либо высокую степень совместимости, сплоченности группы. Обычно, эти ССК можно наблюдать в зрелых и взрослых группа. В работе с детьми к такому положению приходят через серию занятий.
В случае «параллельной игры» важно стимулировать среди участников группы желание узнать мир соседа, строить коммуникации между территориями. Но делать это нужно осторожно. Часто дети сами, постепенно узнавая друг друга, превращают «параллельную игру» в общую. В любом случае, насильно, против желания ребенка, внедряться на его кусочек сказочной страны не стоит. Также в случае конфронтации, участникам этой группы можно предложить совместное задание.
Распределение ролей в группе.
Наблюдая за игрой в песочнице, также можно определить распределение ролей в группе. Обычно сразу проявляются лидеры. Они начинают предлагать, диктовать, нормировать и прочее. Таким образом проясняется не только лидер, но и его направленность: созидательная или разрушительная, а также стиль руководства: демократический или авторитарный.