Елена Алексеева
Средства совершенствования обучения дошкольников на занятиях физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
В системе факторов, определяющих здоровье детей, одним из главных является физическое воспитание (Ю. Р. Кобзева, 2016). Значимым шагом в направлении решения проблемы повышения уровня здоровья детей явилось принятие Правительством России концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, предусматривающей повышение качества физического воспитания на основе учета половых, возрастных, индивидуальных особенностей развития детей, а также социально-экономических, природно- географических, материальных и других факторов. Реализация данной концепции нашла отражение в ряде работ (С. В. Изюмская, Ю. С. Зайцева, 2016, направленных на повышение эффективности методик занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста на основе учета различных факторов и условий (А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, А. А. Модестов, С. А. Косова, 2012).
Публикация «Средства совершенствования обучения дошкольников на занятиях физической культуре» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Однако процесс оздоровления и физического воспитания дошкольников сталкивается с рядом проблемных ситуаций, заключающихся в том, что за последние 10 лет число детей дошкольного возраста с хроническими патологиями увеличилось в 2 раза, при этом 20% дошкольников имеют низкий уровень физической подготовленности, уже в 4-6 лет наблюдаются нарушения осанки в фронтальной и сагиттальной плоскости у 60-70% детей (Т. Е. Симина, 2010). По результатам углубленного обследования детей специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН было установлено, что I группу здоровья имеют 5,2% детей, II группу - 41,7%, III группу - 52,5% и IV группу - 0,6% дошкольников. Более половины воспитанников детских садов имели 3 и более нарушений здоровья, включая функциональные отклонения и хронические заболевания. В структуре функциональных отклонений первые 3 ранговых места принадлежит нарушениям костно-мышечной системы, нарушениям со стороны ЛОР-органов, функциональным психическим расстройствам и расстройствам поведения (С. С. Сайфиева, 2016) [1, 2, 3, 4, 5].
В связи с чем необходимы оздоровительные методики, профилактической направленности, предотвращающие снижение мышечного тонуса, асимметрии лопаток и треугольников талии, при этом формирующие правильную технику выполнения гимнастических упражнений, предотвращающие снижение двигательной активности дошкольников.
При этом снижение двигательной активности, особенно в старшем дошкольном и возрасте, связано с высоким уровнем учебной деятельности по подготовке к школе, также с посещением дополнительных занятий статического характера. В детском саду дополнительные занятия интеллектуальной направленности посещают 55,9% детей, вне детского сада - 44,3% детей. Почти половина дошкольников старшего возраста посещают дополнительные занятия вне детского сада, что приводит к нарушениям режима дня, ограничивает возможности по повышению двигательной активности, играющей решающую роль в развитии и формировании здоровья. Безусловно, сокращение прогулок на улице с физическими упражнениями и играми, физкультурных минуток на музыкальных, логопедических, развивающих занятиях, и форсированная подготовка детей к школе, не могут не оказать негативного влияния на физическое развитие детей, уровень развития физических качеств, состояние осанки, индекса массы тела, культуру движений.
Правильно подобранные и соответствующие возрасту упражнения способствуют гармоничному физическому и умственному развитию, предупреждению многих заболеваний, формированию и совершенствованию двигательных навыков, развитию сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Так на сегодняшний день необходимы подходы, обеспечивающие правильную организацию физического воспитания дошкольников, в виде не только физкультурных занятий 2 раза в неделю, зарядки, но и дополнительных занятий коррекционной направленности, физкультурных минуток на всех развивающих занятиях 2-3 раза в течении занятия и расширения физкультурных досугов (спортивное ориентирование на территории детского сада, совместно с родителями; элементы соревнований по подготовке к ГТО; веселые старты, дни здоровья с увеличением физической активности и физкультурных занятий).
До 6 лет у ребенка в деятельности центральной нервной системе, процессы возбуждения еще преобладают над процессами торможения, поэтому, как правило, дошкольник очень подвижен, его движения быстрые, импульсивные, внимание неустойчивое. Ребенку дошкольного возраста свойственна склонность к подражанию, в связи с этим, обучение детей движениям целесообразно основывать на наглядном показе. В дошкольном возрасте происходит активное овладение речью, поэтому объяснение при разучивании движений имеет большое значение.
В нашем исследовании разработаны средства правильного обучения основным гимнастическим упражнениям, в предотвращении неправильной техники выполнения, применяя метод показа и рассказа с гимнастическим мячом, который обеспечивал оптимальное положение поясницы, ног, живота и спины, при выполнении упражнений. Гимнастический мяч позволил увеличить статическую, динамическую, и статодинамическую нагрузку на все группы мышц, при этом данные комплексы упражнений можно выполнять и в домашних условиях, как критерий формирования культуры движений, базовых основ физической культуры.
Высокую практическую значимость в нашем исследовании имеет методика обучения, применяя гимнастический мяч, особенно с в упражнении «планка», приседания, прокатывания по гимнастическому мячу.
Совершенствование обучения детей гимнастическим упражнениям с помощью гимнастического мяча.
Педагогическое наблюдение проведено нами с 2018 по 2019 год, в котором выявлена эффективность расширения физкультурного образования и методики обучения гимнастическим упражнениям с помощью мяча, исследование проведено с старшими дошкольниками. В результате проведенных исследований доказано, что техника выполнения гимнастических упражнений улучшилась от 5,8 до 8,3 баллов; способность выполнять статические упражнения изменилась от 6,2 до 8,5 баллов. Также музыкальный работник и логопед высоко оценили значимость физкультурных минуток, образовательной направленности (логопедические упражнения с приседаниями и другими движениями, музыкальное занятие с физкультурными паузами и минутками).
В завершении педагогического наблюдения родители отметили, что комплекс с гимнастическим мячом, выполнялся детьми 4-5 раз в неделю, под контролем родителей, что в свою очередь, являлось средством профилактики нарушений осанки.
Список литературы
1. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Модестов А. А., Косова С. А. Заболеваемость детского населения России (итоги комплексного медико-статистического исследования) // Здравоохранение Российской Федерации. 2012. - № 5. - С. 21-26.
2. Изюмская С. В., Зайцева Ю. С. Как сохранить здоровье дошкольников // В сборнике : Образование: традиции и инновации материалы XI международной научно-практической конференции. 2016. - С. 106-108.
3. Кобзева Ю. Р. Здоровье ребенка-дошкольника забота общая // в книге: Актуальные вопросы обеспечения качества подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях Материалы ХVII Всероссийской научно-практической конференции. 2016. - С. 248-251.
4. Кравченко И. А. Заболеваемость детей дошкольного возраста, по данным выборочного исследования /И. А. Кравченко// Детская больница. – 2013. – №2. – С. 6–8.
5. Сайфиева С. С. Здоровье дошкольника и здоровьесберегающие технологии // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. - №5. - С. 883-885.