Татьяна Мироновская
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Богатырская сила России» группа: подготовительная
Выполнила Мироновская Татьяна Николаевна
Цель: знакомство дошкольников с историей России через образ богатырей прошлого и героев настоящего времени.
Задачи:
Образовательные :
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности, Образовательная область „Социально-коммуникативное развитие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
• формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках Земли русской;
• формировать патриотическую память;
• развивать диалогическую речь : умение слушать партнера, соблюдать в беседе очередность;
• закреплять навыки работы в коллективе;
• развивать художественное творчество, эстетическое восприятие;
• обогащать словарь ребенка, умение классифицировать.
Развивающие :
Развивать :
• чувство патриотизма и нравственности;
• интерес к русским народным былинам;
• связную речь детей;
• познавательные интересы, любознательность, творческое воображение;
• моторику пальцев рук;
Воспитательные:
Воспитывать:
• дружеские взаимоотношения детей;
• любовь к Родине, желание подражать богатырям;
• культуру общения;
• эстетический вкус.
Расширять и активизировать словарный запас: богатырь, былина, кольчуга, булава, латы, шлем, лук, колчан, Русь, славяне, копье, привал, щит, патриот.
Приёмы руководства деятельности детей в НОД :
1. Приемы постановки целей и мотивация деятельности детей : коммуникативная игра, комментирование.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей : показ слайдов, обращение сказочных героев, комментирование, определение и проговаривание способов изготовления, продуктивная деятельность (изготовление дуба).
4. Приемы поддержания интереса детей: планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, продолжение деятельности в данном направлении во взаимодействии с педагогом, чередование видов детской деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное определение с педагогом и детьми результатов продуктивной деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения НОД: картинки (образы) богатырей, картина В. Васнецова «Три богатыря», камень, речка, спилы, канат, заготовка дуба, карточки с дубовыми листьями, эмблемы дуба, мультимедийное сопровождение.
Виды детской деятельности в НОД :
игровая;
коммуникативная;
познавательная;
продуктивная;
двигательная;
музыкальная.
Ожидаемые результаты:
- умения детей действовать самостоятельно;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и в общении с взрослыми и сверстниками;
- умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи;
- формирование нравственных понятий;
- расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на НОД :
1. Ребенок отвечает на вопрос.
2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
3. Проявляет самостоятельность.
4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает её своим сверстникам.
5. Сопереживает.
6. Эмоционально реагирует.
7. Соподчиняет мотивы.
8. Проявляет волевое усилие
План НОД:
1. Вводная часть:
Коммуникативная игра «Приветствие»
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.
2. Основная часть:
Путешествие по историческому прошлому нашей страны, показ слайдов, комментирование, дискуссия.
Выполнение заданий:
- чтение пословиц, стихотворений;
- беседа о нашей Родине;
- беседа по картине;
- дидактическая игра;
- выполнение физических заданий;
3. Заключительная часть:
Создание аппликации «Могучий дуб»
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздороваемся с ними. Я очень рада вас видеть. Оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Хотите узнать как? Вот например в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди. Во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. Жители Крайнего Севера трутся носами. Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал «в моей руке нет оружия, мои намерения чисты». Давайте с вами поприветствуем друг друга по-разному, как вам запомнилось.
Воспитатель: Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия — единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина — значит родная. Как мать и отец. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя — какое? Кто назовет?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно — Россия.
(ребенок читает стихотворение, включается иллюстр. Коллаж о России)
Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!
Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!
(В. Боков)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам присесть и поговорить о нашей Родине (дети садятся). А какая наша Родина?
Дети: Большая, огромная, необъятная, красивая (включается иллюстр. Карта). Воспитатель: Давайте посмотрим на карту России. Как вы думаете? Что нарисовано зеленым цветом, коричневым, голубым?
Дети: Есть океаны, моря, реки и озера, горы и леса.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить не просто о Родине, а о её прошлом. Во все времена русские люди любили свою страну. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы.
Вопрос: Какие пословицы о Родине вы знаете?
Дети: Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Сам погибай, а товарища выручай.
Жить — Родине служить.
Счастье — Родины дороже жизни.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Воспитатель: А как называлась наша Родина раньше?
Дети: Русь. (иллюст. Русь 1,2)
Воспитатель: Правильно. Давным-давно на месте городов и деревень, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали болота, издревне на этой земле жили славяне. Более 1000 лет назад славяне основали свое государство-Русь. На Русь часто нападали враги (иллюстр. Русь 3). Русь защищали от врагов храбрые, могучие, сильные и выносливые люди.
Вопрос: Как вы думаете, как их называли?
Дети: Богатырями.
Воспитатель: Правильно, называли их богатырями. Они славились богатырской силой. Про них и об их подвигах русский народ слагал сказки и былины. Богатыри-защитники нашей Родины в древности. Как вы думаете, какие они были?
Дети: Могучими, мужественными, храбрыми, сильными…
Воспитатель: На чем передвигались?
Дети: На лошадях.
Воспитатель: Ребята, давайте на минутку представим себя богатырями. Повторяйте за мной!
Физкультминутка (выполняются движения в соответствии со словами)
Дружно встанем — раз, два, три
— Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо — оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Ни в морях, Ни в небесах
Не пропущен будет враг.
Мы шагаем дружно в ногу
Пусть уходит враг с дороги….
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину русского художника В. Васнецова. (иллюстр. Васнецов Богатыри). Кто стоит в центре? (Илья Муромец) А кто справа (Алеша Попович, слева Добрыня Никитич.) Посмотрите, во что одеты богатыри, как называется часть одежды (Кольчуга, шлем). А что на ногах у них? (латы) Правильно! Чтобы защищать богатырей от вражеских ударов. А что в руках у богатырей? (копье, меч, щит, лук, булава) Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит о надежности этих защитников Русской земли. Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, узнать про их подвиги?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но ведь кто-то должен остаться здесь и охранять нашу Родину. Я предлагаю собрать войско из богатырей. Пройдите к столам и снарядите их.
Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»
Войско готово и мы можем спокойно отправляться в путь.
Воспитатель: В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нё м написано:
Пойдёшь направо — Деньги и слава,
Пойдёшь налево — Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо — Ждет опасность и богатырская застава.
- Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети: - Дорогу, которая идет прямо. (включается песня «Там ту би дам, ту би даби дам дам» и играет на протяжении 1-го задания)
Воспитатель: Тогда вперед!
Первое задание:
- Для начала разомнитесь
И по кочкам вы пройдитесь,
Но сходить вам с них нельзя
Пропасть ждёт вас там, друзья.
(детям нужно пройти на другую сторону зала, используя дощечки)
(включается звук реки)
Второе задание:
- Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти -
Соловей, разбойник злой,
Мост сломал здесь над рекой.
Воспитатель: Ребята, а как же мы переправимся через речку?
Дети: По канату
Воспитатель: Давайте с вами возьмемся за руки, встанем веревочкой и будем переходить через речку дружно, осторожно, чтобы никого не потерять.
(дети двигаются по канату)
Воспитатель: Передохнуть бы пора! Привал! Да только во время отдыха нужно сил набраться. (включается релаксация)
Воспитатель: Вот мы с вами отдохнули!
Третье задание:
- Все преграды покорились
Дальше в путь мы все пустились
(звук Змей Горыныч 1-2, иллюст. Змей Горыныч)
Но, увы, не тут-то было,
Вихрем всё вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Змею Горынычу, какие вы богатыри! (звучит музыка «Богатырская сила» минус, выходят 3 мальчика, 3 девочки, остальные на фоне пританцовывают)
1 мальчик:
- На лбу бывают шишки.
Под глазом — синяки.
Уж если мы – мальчишки,
То мы богатыри.
2 мальчик:
- Царапины, занозы.
Нам страшен только йод!
Тут не стесняясь слезы
Сам полководец льет.
3 мальчик:
- Пусть голова в зеленке
И в пластырях нога,
Но есть еще силенки,
Чтоб разгромить врага.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы доказали Змею Горынычу, что в любой ситуации можете постоять за свою Родину. А Как Вы считаете, есть богатыри в наше время и кого мы можем назвать богатырями?
Дети: Да, космонавты, военные, спортсмены, пожарные, пограничники, врачи… (иллюстр. Современные герои 1)
Воспитатель: А как Вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?
Дети: Должен быть сильным, смелым, ловким, добрым, отзывчивым…
(иллюстр. Современные герои 2)
Воспитатель: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как и в старину, Матушка Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.
Воспитатель: Ну а сейчас, подведем итог нашей с вами работы. В древней Руси родовым деревом считался дуб.
(иллюст. Дуб)
Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал силу людям. Собираясь в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. А теперь, ребята, я вам предлагаю создать свой дуб, который будет олицетворять силу, мощь, смелость, дружбу нашей группы. Перед вами находятся дубовые листочки. Возьмите их и украсьте наш дуб. (звучит музыка «Богатырская сила» плюс, дети клеят дубовые листочки)
Воспитатель: Мы все сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали. И я вам приготовила небольшой сюрприз.
Сейчас я подарю и вам «Листочек дуба» на память о нашей беседе. Желаю что бы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.
Длительность НОД 30 мин.