Ирина Тараненко
Средства логопедической ритмики как лечебно-педагогический метод для детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
В 50—60-е годы систему музыкально-ритмического воспитания применительно к дошкольному возрасту разрабатывали Н. А. Ветлугина (1958, А. В. Кенеман (1960) и их ученики: М. Л. Палавандишвили, А. Н. Зимина. В разработке содержания ритмики участвовали М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина. Несколько позднее в работе приняли участие A. Н. Заколпская, С. Г. Товбина, Е. Н. Соковнина, Е. И. Иова, И. В. Слепович.
Публикация «Средства логопедической ритмики как лечебно-педагогический метод для детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Знаменитый ученый, Г. А. Волкова, пишет о том, что на сегодняшний день логопедическая ритмика исходит из общих методологических основ логопедии и дефектологии и является одним из ее разделов. Большой вклад в совершенствование логоритмического воспитания людей с речевыми расстройствами внесли достижения в области всестороннего изучения аномальных детей, их компенсаторных процессов, научной обоснованности различных реабилитационных методик. Логопедическая ритмика, изучая закономерности развития, воспитания, а также нарушения психомоторных функций в синдроме той или иной речевой патологии, обобщая экспериментальные данные и практический опыт, определяет задачи логоритмического воспитания, раскрывает их сущность, наиболее действенные средства и методы, целесообразные формы организации логоритмических занятий.
Средствами логопедической ритмики являются : ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.
Логоритмические средства приобретают свои специфические особенности в деле музыкального воспитания, но в основном они рассматриваются как лечебно-педагогический метод в нервнопсихиатрических и логопедических учреждениях. Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь движения с музыкой; включение речевого материала.
Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария. Введение слова дает возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях. Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с речевой патологией.
Ходьба и маршировка — вводные упражнения. Они должны научить детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу, в одиночку, парами, группой, обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам, соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны. Дети учатся ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной, назад, к центру.
На занятиях можно использовать следующие виды ходьбы: ходьба по дорожке, обозначенной двумя канатами; ходьба «стайкой», т. е. вместе, группой; ходьба группой (под барабан) к противоположной стене зала; ходьба вдоль каната по кругу друг за другом: это готовит детей к ходьбе в колонну по одному; ходьба друг за другом, держась рукой за веревку: дети стоят друг за другом, в левой руке каждого — веревка, под звуки барабана педагог (затем ребенок) ведет детей по кругу, движение можно сопровождать произношением звука у-у-у; ходьба друг за другом по канату боком приставными шагами.
Дети идут маленькими шагами 3—4 м, заметно приподнимая ноги, руки свободно опущены; ходьба друг за другом с попутным перешагиванием через 5—6 кубиков и рейки лестницы, положенной на пол (2—3 круга); ходьба вверх по наклонной доске, соскок (2 раза). Затем различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и словом.
Например, ходьба на внутренней и внешней сторонах ступни:
Лед да лед,
Скользкий лед,
Лед да лед,
Скользкий лед,
А по льду
Пингвин идет.
Но пингвин
Не упадет.
На равновесие:
Цапля важная, носатая.
Целый день стоит, как статуя. (С. Маршак.)
На носках:
Маме надо отдыхать,
Я на цыпочках хожу,
Маме хочется поспать.
Я ее не разбужу.
На пятках:
Тук, тук, тук, тук,
Моих пяток слышен стук.
Тук, тук, тук, тук,
Мои пяточки идут,
Меня к мамочке ведут
Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы в начале коррекционного курса. Постепенно количество этих упражнений в середине и конце этого курса сокращается. Цель упражнения — способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук (вверх — вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс, вверх — на голову и т. д., туловища (повороты вправо — влево, наклоны вперед, круговые вращения, головы (наклоны к плечу, на грудь, круговые повороты). Например, подняться на носки, руки потянуть вверх — вдох, опуститься на полную ступню, руки на пояс — выдох. Поворот туловища вправо, руки на уровне плеч также отводятся вправо — вдох, возвращение в исходное положение: туловище — прямо, руки опущены вниз — выдох.
Например, упражнение «Муха». Дети представляют себе ситуацию: как будто муха села на правое колено. Нужно увидеть ее, всмотреться, поймать, почувствовать ее в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха, петь на выдохе: з-з-з. Перед тем, как вдохнуть вновь, раскрыть ладошку, выпустить муху, проследить глазами ее полет.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого направления входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Понятия «сильно» и «слабо» соответствуют в звучащем процессе терминам «громко» — forte и «тихо» — piano. Дошкольники и младшие школьники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу — на тихое звучание и более сильные взмахи ими над головой — на громкое звучание; кроме флажков, можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту.
Можно предложить детям следующие упражнения: Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой. Стоя в кругу с бубнами в левой руке, дети на громкую музыку ударяют в бубен правой рукой, на тихую музыку берут бубен в правую руку и легко им встряхивают. На громкую музыку идут по кругу, на тихую — кружатся на одном месте на носках, на громкую музыку идут по кругу, размахивая флажками, на тихую — останавливаются и опускаются на одно колено.
Упражнениями для активизации внимания воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Занимающиеся учатся сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Организуя двигательную сферу, мы тем самым формируем определенные состояния, которые заключаются в установке, а значит, готовности действовать определенным образом в определенном направлении. Воспитание такой готовности способствует и воспитанию внимания: его устойчивости, наблюдательности, переключению, распределению, умению воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способности переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений.
Например: Дети стоят в две шеренги друг против друга и одновременно под музыку (Д. Кабалевский. «Клоуны») на начало каждого такта исполняют два противоположных движения. Одна шеренга приседает, другая, наоборот, выпрямляется с подъемом на носки.
Литература
1. Басов М. Я. Движения под музыку. — В кн. : Избранные психологические произведения. —М., 1975, с. 147—149.
2. Бейн Э. С. Клиника и лечение афазии/ Пер. с болг. — София, 1970.
3. Березовский Б. Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей. — Вопросы психологии, 1982, № 5, с. 94—100.
4. Богданова Е. В. Основные направления дифферен цированной коррекционной работы с заикающимися подростками в условиях стацио нара. — В сб. : Расстройства речи и методы их устранения. — М., 1975, с. 135—149.
5. Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. 2-е изд. — М., 1959. 6. В о л к о в а Г. А. Проявления заикания у детей дошкольного возраста. — Дошкольное воспитание, 1976, № 1, с. 24—26.
6. Правдина О. В. Логопедия. 2-е изд. —М., 1973.
7. Рождественская В. И. Подвижные игры для заи кающегося дошкольника. 2-е изд. — М., 1967