Валентина Лунева
Сравнительный анализ коммуникативно-речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормы в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР И ДЕТЕЙ С НОРМОЙ В РАЗВИТИИ.
В. А. Лунева
Коммуникативная деятельность – является одной из важнейших областей познавательного речевого развития детей.
Публикация «Сравнительный анализ коммуникативно-речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормы в развитии» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Речевое общение – это важный фактор, который отличает человека от всех представителей живого мира. Общаясь, ребёнок развивается как личность, личность активная, готовая познавать окружающий мир, слушать и понимать собеседника, размышлять вслух, убеждать в своей правоте, высказывать свою точку зрения, управлять своими эмоциями в разговоре, вступать в контакт с взрослыми и сверстниками. Иначе говоря, постоянно развиваться, преодолевая определённые трудности для своего возраста.
Наблюдения показывают, что не все дети могут самостоятельно научиться общению, часть дошкольников испытывают трудности при взаимодействии с взрослыми и сверстниками. Недостаточный уровень овладения коммуникативными навыками связан с тем, что в настоящее время, в связи с занятостью родителей, наблюдается недостаток общения с детьми, неумение организовать совместную деятельность.
Детский сад, детский коллектив-это та благоприятная среда для общения, понимания, возрастания и последовательной деятельности детей, где можно отследить и воспитать все виды коммуникативного и речевого развития детей, начиная с малышей и заканчивая подготовкой детей к школе.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок должен овладеть коммуникативными навыками составляющими умение: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, и говорить самостоятельно.
С целью выявления коммуникативно-речевых особенностей, было проведено обследование детей двух групп. Первая группа - дети с нормой в развитии, и вторая группа - дети с задержкой психического развития.
Обследование показало, что дети с нормой общения и речи, быстрее и эффективнее воспринимают и усваивают поставленные для их возраста задачи, чем дети с ЗПР. У детей с ЗПР развитие коммуникативного фона находится, примерно, на среднем уровне по сравнению с детьми с НР.
Например: у детей с ЗПР, в связи с речевым недоразвитием, возникают проблемы и трудности при пересказе и выделении общего смысла сообщения, у детей же с НР - наоборот, при пересказе и описаниях предметов отмечается чёткость изложения и завершённость высказываний.
- У детей с ЗПР рассказ о каком-либо событии не сопровождается подробностями, дети строят свои ответы однообразно, используя элементарные модели предложений, употребляя слова в неточном значении, часто возвращаются к ранее сказанному.
-Дети же с НР, наоборот, замечают много подробностей и деталей, их память, как губка, впитывает впечатление события, действия, высказывания, а так же прочитанное и услышанное.
-Для детей с ЗПР, указанные речевые и коммуникативные затруднения, являются препятствием для поддержания отношений и контактов со сверстниками и взрослыми; они понимают создавшуюся ситуацию, могут оценить нравственность других детей, но не могут оценить свои поступки и действия, не могут самостоятельно разрешить возникшую проблему и часто обращаются за помощью к взрослым.
-Дети же с НР, исходя из тех же проблем, адекватно управляют своим поведением, оценивают свои поступки, учатся видеть себя со стороны, находят выход из затруднительной ситуации и гораздо реже прибегают к помощи взрослых.
-Познавательное общение у детей с ЗПР так же отличается от познавательного общения детей с НР. Познавательное общение происходит только тогда, когда ребёнок хорошо владеет речью, ему интересно знать о вещах далеко не простых, поэтому таким детям интереснее общаться больше с взрослыми, чем со сверстниками.
-Дети же с ЗПР, из – за того, что у них речь менее развёрнута и содержательна в общении со взрослыми, они больше общаются со сверстниками. Низкий уровень сформированности диалогических умений у детей с ЗПР не позволяет эффективно реализовать потребности в общении и взаимодействии с окружающим миром.
Таким образом, сотрудничество детского сада и семьи помогает социальному и речевому развитию ребёнка. Оно не только ориентирует на выявление проблемы, но и показывает возможности её решения. Основой такого сотрудничества является идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить и дополнить их воспитательную ценность. И это правильно. Поможем же нашим детям и создадим им достойные условия качественной подготовки их, к школе окружив их любовью и пониманием.