Ираида Ларионова
Из опыта работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Не торопись навязывать знания ребёнку. Пускай истинный мир, явления и предметы… проходят перед ним в возможно большем количестве, пускай они приходят и снова уходят, не навязываясь ему… редко требуй от него суждений. И. Г. Песталоцци.
Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Есть вопросы, на которые не нужно давать готового ответа, можно предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.
Публикация «Из опыта работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Мы с вами живём в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.
В своей работе я стараюсь занимать позицию старшего друга, помогаю в проведении опыта, даю совет или рекомендации, вместе с ребенком осуществляю экспериментальные действия, если это необходимо. При ознакомлении с новым материалом, стараюсь удивить, ведь это самое сильное и стойкое эмоциональное чувство. То, что удивило – то запомнилось. Удивление - первоначальный источник познавательного процесса.
Исследовательское обучение наиболее полно находит выражение в опытно-экспериментальной деятельности, которая, наряду с игрой, является ведущей на протяжение всего периода дошкольного детства.
Экспериментирование вызывает не только огромный интерес у детей. Действуя практически с объектом исследования, ребенок обнаруживает все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, связи и отношения.
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и чувствует сам.
Поэтому я стараюсь занятиях, на прогулке (наблюдения, опыты с водой и песком, со снегом и льдом, в режимных моментах (задаю вопрос "А как вы думаете?") использовать элементы экспериментирования.
НОД "Загадочный мир космоса", опыт "вращение планеты вокруг солнца"
опыт "падение метеорита на планету"
Экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребёнка. Перед ним стоит определённая познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов – увлекательное занятие. У нас в уголке есть персонаж "Почемучка", которому дети объясняют результаты своих опытов.
Я советовала родителям дома поэкспериментировать вместе с ребёнком, они сами в этом убедились! В процессе проведения эксперимента дети высказывают предположение, используют разные способы проверки, делают выводы. В младшей группе у нас прошел познавательно-исследовательский проект «Нам водичка добрый друг».
Тема проекта была мною выбрана в связи с тем, что дети стали задавать вопросы на интересующие их темы. Ответить на вопрос было недостаточно, нужно было показать ответ на практике. Целью проекта я поставила
выяснить имеющиеся знания детей о воде, сформировать интерес детей к наблюдениям, провести ряд опытов с водой.
В ходе проекта мы узнавали о переходе воды из одного физического состояния в другое. Учились делать выводы на основе опытов. Закрепляли знания о значении воды и ее свойствах. Развивали речевую активность.
Участниками проекта были педагоги, дети и их родители.
Предполагаемый результат по окончании проекта был :
воспитание бережного отношения к водным ресурсам, развитие интереса к экспериментированию, любознательности. Цели были достигнуты в ходе проекта.
С детьми мы создали фотоальбом «Наши опыты»
развивающий куб, которым продолжаем пользоваться
картотеку опытов, дети самостоятельно последовательно по карточке проводят опыты. Им это очень нравится.
С помощью родителей оформили уголок экспериментирования.
Презентацией проекта была проведена НОД «Нам водичка добрый друг», на которой присутствовали педагоги детского сада и родители детей. Мы с детьми в игровой и увлекательной форме закрепили знания о свойствах и качествах воды, о значении воды в жизни людей и животных.
И детям и взрослым понравилось путешествие к Королеве Капельке.
Дети с удовольствием рассказывали о своих знаниях, выполняли задания.
В продолжении проекта я провела родительское собрание «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Цель: заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами. Родители встали на место детей и занялись экспериментированием.
Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.
ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ!