Ольга Белова
Инновационные формы работы со старшими дошкольниками на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные формы работы со старшими дошкольниками на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности
1 слайд
«Во всех, делах при максимуме сложностей,
Подход к проблеме всё -таки один:
Желанье - это множество возможностей,
А нежеланье - миллион причин. "
2 слайд
Добрый день уважаемые коллеги!
Модернизация системы образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов и обновления образовательной системы - эти и другие процессы обусловили чрезвычайную потребность в инновационной деятельности, направленной на новое качество образования, в том числе на новое качество подготовки педагога к работе в новых условиях.
Публикация «Инновационные формы работы со старшими дошкольниками на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
3 слайд
Инновация требует новых подходов в работе и невозможна без учета потребностей, спроса общества. Поэтому работа по введению инноваций в нашем учреждении мы начали с мониторинга наших непосредственных заказчиков- их родителей. 72,5 % родителей самым важным направлением деятельности ДОУ считают готовность ребенка к школьному обучению. 65% понимают под качеством образования хорошую подготовку к школе.
4 слайд
Инновация становится жизненной необходимостью тогда, когда включаются механизмы удовлетворения этих потребностей и есть специалисты, которые способны технологически реализовать их удовлетворение.
Для этого был проведен мониторинг педагогов. Исходя из полученных результатов стало понятно, что педагоги не вполне ориентируются в определении «педагогические технологии» и потому затрудняются применять их на практике.
5слайд
Анкета "Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств" показала, что 21 педагог (60%) испытывают потребность в самовыражении, самосовершенствовании. В анкетировании "Восприимчивость педагогов к «новому» 28 человек(80%) из 35 выбрали ответ"Открыты новому". Это свидетельствует о том, что потенциал коллектива в развитии есть.
6 слайд
Мониторинг познавательной деятельности воспитанников позволил создать систему воспитательно-образовательной работы.
7 слайд
В этом году наше учреждение стало инновационной муниципальной площадкой и реализует программу «Современные образовательные технологии и инновационные формы организации познавательного развития воспитанников ДОУ», которая включает в себя четыре проекта затрагивающие образовательную область «Познавательное развитие детей».
8 слайд
Руководителем проекта по познавательно - исследовательской деятельности «Фиксики» являюсь я. В нашей группе я и моя напарница уделяем много внимания детскому экспериментированию. Организуем исследовательскую деятельность детей, создаем специальные проблемные ситуации, проводим занятия. В группе созданы условия для развития детской познавательной деятельности : материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам: "Песок", "Морские раковины", "Стекло", "Звук", которые доступны для свободного экспериментирования.
Передо мной стояла трудная задача: изучить и разобраться, какие инновации необходимы в экспериментальной деятельности с детьми, в чем их целесообразность; определить характеристики новых инновационных элементов и наличий ресурсов; сформулировать инновационную цель; оценить свои возможности; найти механизмы запуска инноваций; переосмыслить профессиональные позиции и роли.
9 слайд
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. Я считаю, что наиболее приемлемыми и интересными для детей, являются технология проектирования и игровая технология (т. к. игра- ведущий вид деятельности у дошкольников).
Виды педагогических игр очень разнообразны. В своей педагогической практике я применяю социо - игровые приёмы.
Основа социо-игровой педагогики заложена в словах: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения” (слова авторов этой технологии Вячеслав Михайлович Букатова, Е. Е. Шулешко).Следуя этим советам, непосредственно образовательную деятельность организую как игру - жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них, а так же социо-игровую технологию системно использую как в образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы с последующим превращением ее в коллективную.
10 слайд
Используя эту технологию я строго придерживаюсь «Золотым правилам» (по В. М. Букатову) : 1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в старших группах по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. Можно поделиться: - по цвету волос, глаз, одежды; и т. д.
2 правило: «Смена лидерства». мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу и т. д.
11 слайд
4 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило–социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю» и т. д.
6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. "Социо-игровую технологию по обобщению знаний, я продемонстрирую на "мастер-классе".
12 слайд
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это модель обучения, которая вовлекает ребёнка в процесс решения сложных для него проблем, при этом он находится в активной позиции. В работе по экспериментальной деятельности я использую метод проектов, который на сегодня актуален и очень эффективен. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Но самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают взрослые.
13 слайд
Способы разработки проектов разнообразны. Например: при помощи "Системной паутинки" любой воспитатель легко сможет составить примерный план работы по лексической теме на неделю. Из таблицы видно что лексическая тема затрагивает весь воспитательно-образовательный процесс. Технология проектного обучения (Модель трех вопросов) была продемонстрирована мной на открытом занятии "Мини-проект "Невидимка воздух". Метод «Мыслительных карт» очень интересен для обобщения знаний, мониторинга полученных знаний, но у него один большой недостаток- работа только индивидуальная.
14 слайд
Конечно больших результатов на сегодня мы не достигли, но они очевидны: у детей появился интерес к наблюдениям, они стараются сделать выводы, сравнение, обобщение; формируется навык сотрудничества в совместной познавательно- поисковой и исследовательской деятельности. Кроме этого, создается материально-техническая и научно-методическая база для экспериментальной деятельности; систематизируется работа и создается система мониторинга по проблеме экспериментальной деятельности ; идет работа по популяризации исследовательской деятельности среди семей воспитанников. 15 слайд
Спасибо за внимание!