Светлана Касимова
Справка по итогам тематического контроля «Организация театрализованных игр с целью речевого развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоги тематического контроля
«Организация театрализованных игр с целью речевого развития дошкольников».
Справка
Тематический контроль, направленный на изучение состояния работы в ДОУ по организации театрализованных игр с целью развития речи дошкольников, включил в себя:
Публикация «Справка по итогам тематического контроля „Организация театрализованных игр с целью речевого развития дошкольников“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- изучение состояния речевого развития детей в каждой возрастной группе в соответствии со стандартами и нормами, типичными для конкретного возрастного периода:
- оценку эффективности методов и приемов работы с детьми, используемых воспитателями в руководстве театрализованной деятельностью;
- анализ планирования работы с дошкольниками, направленной на решение проблемы речевого развития детей посредством организации и проведения театрализованных игр;
- оценку предметно-развивающей среды, условий для организации педагогического процесса (наличие театральных уголков, их содержание в соответствии с программными и возрастными требованиями);
- изучение взаимодействия с родителями с целью развития ребенка (изучение тематики родительских собраний, уголков, консультаций, бесед и др., анализ участия родителей в воспитательно -образовательном процессе по решению задачи речевого развития детей средствами театральной деятельности).
Наблюдение за детьми в процессе организованной и самостоятельной деятельности, изучение их речевых умений во время театрализованной деятельности показало, что дошкольники логопедической старшей, подготовительной групп свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей, умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать, отвечать, спрашивать, объяснять, владеют элементарными литературными нормами и правилами родного языка, соблюдают правила речевого этикета. Однако недостаточно развита звуковая сторона речи (у многих детей) и невысок уровень связной речи, признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность (при пересказе художественного произведения).
В своей речи старшие дошкольники редко используют изобразительно -выразительные средства (сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы, метафоры и др., что важно для развития художественно-речевой деятельности. Вместе с тем следует обратить внимание на собственную речь педагогам, помня, что она является образцом для подражания. В целом речевое развитие детей старшей и подготовительных групп соответствует среднему уровню программных требований. Основные направления развития речи младших и средних дошкольников формируются в соответствии с программными задачами и также соответствуют норме.
В дошкольном возрасте любая организованная (сюжетно-ролевая, театрализованная) будет способствовать тому, что станет средством самовыражения и самореализации ребенка, его речевого развития, самоутверждения в группе сверстников.
Работу по развитию ребенка в театрализованной деятельности ведут воспитатели всех возрастных групп. На основе знаний задач развития игровой деятельности на каждом этапе дошкольного детства они умело руководят театрализованной деятельностью детей. Педагоги регулярно включают театрализованные игры во все формы педагогического процесса, что делает этот вид организованной игры таким же необходимым для детей, как и сюжетно-ролевые игры. Воспитатели проводят с детьми очень много разнообразных игр словесных, игр с пальчиками, игр-драматизаций, построенных на диалоге нескольких персонажей. Дети учатся правильно и красиво говорить, употребляя в своей речи выразительные средства.
Однако не все воспитатели ответственно относятся к решению задачи речевого развития детей посредством театрализованных игр. Следует помнить, что театрализованная игра близка по своему воспитательному значению сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок действует свободно, в непринужденной обстановке, одновременно развивая психические процессы, поднимая их на более высокий уровень.
Необходимо изучить цели, задачи, содержание и основные принципы руководства театрализованными играми детей; планировать их с целью общего, в том числе речевого развития дошкольников.
Изучение предметно-развивающей среды организации театрализованной деятельности показало, что в дошкольных группах имеются театральные уголки, однако их содержание требует обновления в соответствии с возрастом детей, приобретения и изготовления атрибутов, разных видов театра (теневой, бибабо, картинок, кукол и др.).
Во всех группах имеется хороший материал для плоскостного театра. Однако воспитатели его почти не используют в работе с детьми.
Кроме того, следует обратить внимание на наличие ширм и их соответствие эстетическим требованиям.
Вопрос взаимодействия с родителями остается открытым. Ни в одной группе не запланировано ни одного мероприятия, направленного на эмоциональное, художественно-речевое общение детей с их родителями, хотя все знают, что совместные занятия взрослых и детей положительно сказываются на их развитии : дети чувствуют востребованность своей деятельности. Также лишь только в двух группах: логопедической старшей и подготовительной размешена информация для родителей согласно тематике СП.
Подводя итог тематической проверки организации театрализованных игр с дошкольниками, следует оценить общую работу удовлетворительно. Речь детей оставляет желать лучшего, педагоги должны обратить внимание на решение этой проблемы.