Елена Мищенко
Аналитическая справка по результатам тематического контроля
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка по итогам тематического контроля
на тему: «Познавательное развитие детей посредством системно-деятельностного подхода»
Проверка проводилась с 13 октября по 21 октября 2016г.
Цель: проверить организацию и эффективность работы по внедрению системно-деятельностного подхода в образовательный процесс в целом, в познавательное развитие в частности.
В ходе тематической проверки проводились следующие мероприятия:
- анкетирование родителей по данной теме;
Публикация «Аналитическая справка по результатам тематического контроля» размещена в разделах
- анализ по организации предметно-пространственной среды в группах;
- изучение системы планирования работы с детьми и родителями по данной теме.
Неотъемлемой частью деятельности педагогов нашего детского сада является просвещение родителей воспитанников. В рамках тематического контроля было проведено анкетирование родителей по познавательному развитию детей.
Анализ анкет показал, что проблема познавательного развития детей – одна из актуальных в семейном воспитании. Отрадно, что большинство родителей осведомлены о задачах программы по познавательному развитию у детей. Однако у многих бытует упраздненное представление о данной образовательной области, по мнению большинства опрошенных познавательное развитие – это обучение счёту, цифрам и ориентировке в пространстве. Чуть больше половины оценивают работу коллектива детского сада по данному направлению высоко. Эти же родители следуют рекомендациям педагогов, прислушиваются к их мнению, считают, что в детском саду ребенок получит достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к обучению в школе. Однако беспокоит тот факт, что велик процент родителей, недовольных познавательным развитием детей (40%). Также есть семьи, в которых не уделяется внимание познавательному развитию детей, не стимулируется интерес дошкольника к познанию. Наличие наглядной информации в группе по познавательному развитию детей подтверждают практически все родители. Однако лишь единицы уделяют ей внимание, получают из нее полезную информацию. Лишь малая часть опрошенных нуждается в консультативной помощи со стороны педагогов. Однако анкетирование показало, что у родителей отмечается нехватка знаний по организации занятий по познавательному развитию дошкольников в домашних условиях (в основном это запоминание цифр, механическое заучивание счета, решение элементарных задач). Ни один опрошенный не указал, что использует в работе с детьми пособия, дидактические или компьютерные игры и т. д.
Анализ результатов анкетирования показал, что большинство родителей не знакомы с такими развивающими играми, как: блоки Дьеныша, палочки Кюизенера, игры Никитиных, Танграм. На вопрос: «Часто ли ваш ребенок задает вопросы: почему? зачем? как?» - 99% опрошенных родителей ответили «часто», т. е. познавательная активность у детей присутствует, и важно совместными усилиями воспитателей и родителей не отпугнуть ребенка, грамотно выстроить работу по данной теме. Как выяснилось в ходе опроса, многие родители даже не знают основных целей познавательного развития, ошибочно считая за них подготовку к школе. Слишком зацикленны сегодняшние мамы и папы на успехах ребенка в учебе.
При анализе наглядной информации в группах и раздевалках ДОУ в старшей группе №2 общеразвивающей направленности из плюсов отмечено то, что для родителей выставлен стенд «Чем мы сегодня занимались», на котором каждый день обновляется информация, в том числе и по познавательному развитию. Таким образом, родители могут быть в курсе происходящего в детском саду.
В старшей группе №4 комбинированной направленности по данной теме актуальна рекомендация родителям по организации игрового уголка.
Следует отметить первую младшую группу, в раздевалке которой находится интересная консультация для родителей «Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности», где даются советы что нужно делать и чего нельзя делать для поддержания интереса детей к познанию.
Педагогам следует уделить внимание ознакомлению родителей воспитанников с методами и приемами познавательно-исследовательской деятельности в домашних условиях, познакомить с материалами, необходимыми детям конкретной возрастной группы.
Проверкой установлено, что работа по познавательному развитию детей в ДОУ проводится систематически, в группах есть центры по развитию познавательно-исследовательских способностей у детей; дидактический материал с учетом возраста детей. Анализ документации и наглядного материала в группах и раздевалках показал, что работе с родителями по познавательному развитию детей педагоги уделяют недостаточное внимание.
В результате вышеизложенного рекомендовано:
1. Продолжить работу по познавательному развитию детей, использовать разнообразные методы и приемы в совместной и самостоятельной деятельности детей.
2. Подготовить и провести круглый стол, мастер-класс для родителей с целью ознакомления с формами и методами развития познавательной деятельности у детей.
3. Пополнить центры экспериментирования книгами познавательного характера, атласами, тематическими альбомами, коллекциями.
4. Включить в работу с семьёй участие родителей в исследовательских проектах.