Олеся Козина
Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ «СОШ п. Трусово» Наримановский район
Доклад
на тему: Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей
Подготовила:
воспитатель Козина О. П.
1. Что такое семья
2. Алгоритм взаимодействия с семьей
3. Рекомендации по решению конфликтных ситуаций
4. Способы решения конфликта
5. Заключение
Публикация «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Семья – это неотъемлемая ячейка общества. Ведь именно в семье начинается формироваться личность будущего члена общества. В семье закладываются взаимоотношения с окружающими, границы власти и ответственности, которые становятся нормой. В конфликтной семье дети низкоорганизованны и не имеют собственного потенциала разрешения кризисных ситуаций. А в криминальных семьях дети не имеют элементарных условий для воспитания, по отношению к ним допускаются насилие, жестокое обращение. Часто вовлекаются в преступную деятельность родителей. Как правило, таких детей ждет бродяжничество, побеги из дома.
Алгоритм взаимодействия с семьей
1-я стадия
Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, дели-катность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
2-я стадия
Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.
3-я стадия
Установление общих требований к воспитанию ребенка. Воспитатель побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка. Выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воз-действия, призывает объединить усилия для выработки единых тре-бований.
4-я стадия
Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.
5-я стадия
Реализация индивидуального подхода. Воспитатель не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.
6-я стадия
Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.
М. К. Тутушкина отмечает, что общаясь с родителями, недопустимые любые проявления высокомерия и пренебрежения. Чтобы убеждать партнера, необходимо быть убежденным самому, иначе он поймет, почувствует Ваши колебания. Оперировать лучше простыми, понятными словами. Новую мысль следует начинать новым предложением. Предпочтительнее строить диалог, в процессе которого выявляются взгляды, аргументы собеседника.
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации
1. Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта между родителями по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
2. Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить "с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
3. Согласовать процедуру переговоров. Определить где, когда и как начнутся переговоры, т. е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
6. Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и т. д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.
Способы решения конфликта.
Общая характеристика вариантов исхода в конфликтных ситуациях.
Первый вариант исхода — уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, которой предъявлено «обвинение», переводит тему разговора в другое русло. Тактика ухода объясняется основным его свойством — «сотрудничество при любых обстоятельствах». Избегание или уход от конфликта может привести к росту проблемы.
При этом выделяют наиболее типичные формы ухода:
• молчание;
• демонстративное удаление;
• обиженный уход; затаенный гнев;
• депрессия;
• игнорирование обидчика;
• едкие замечания по «их» поводу за «их» спиной;
• переход на чисто деловые отношения;
• индифферентное отношение;
• полный отказ от дружеских или деловых отношений с провини-вшейся стороной.
Второй вариант — сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент. Этот прием чаще всего использует те, для кого предпочтителен любой, даже самый плохой, неустойчивый мир, чем самая «хорошая ссора».
Третий вариант — компромисс. Под ним понимается открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения «на потом» и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту. Преимущество этого исхода — во взаимной равности прав и обязанностей открытости претензий.
Четвертый вариант — конфронтация — неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание позицию другого. Он возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, собралась с силами и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не может снят другая сторона.
Пятый вариант — самый неблагоприятный — принуждение. Это тактика прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает его инициатора. Он самый неблагоприятный для сохранения отношений.
Еще один способ решения конфликта — картография, или визуализация. Это дает возможность сосредоточиться на проблеме, а не на эмоциях, углубиться не в переживание и удовлетворение своих оскорблений и амбиций, а в решение проблемы.
Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя. За царапину они, по крайней мере, на словах, грозятся "порвать" или "встретить в темном переулке" эту "воспиталку", "чужую тетку", которая никогда не полюбит ребенка. Но ведь воспитатель в садике и не должен любить детей как родных. Для этого у ребенка есть родители. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад — это не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с нашими детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду.
Список литературы
1. Щепитина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород, 2000. С. 67.
2. Алексеева Е. Е. Что делать, если ребенок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб. : Речь, 2008. С. 182
3. Р. С. Немов Психология, т -2. - М., 2003.
4. Г. В. Ложкин Практическая психология конфликта. - К., 2000.
5. Е. М. Семенова Тренинг эмоциональной устойчивости. - М., 2005.