Получи документы

«Знакомство с часами». Конспект занятия в подготовительной группе

Гусейнова Олеся
«Знакомство с часами». Конспект занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста, ознакомление с часами и их назначением.

Задачи:

- познакомить детей с историей возникновения часов, и их разновидностями; - вызвать интерес к понятию «время»;

- воспитывать интерес к разным часам.

- закрепить знания по ориентировке во времени по часам, счет в пределах второго десятка, названия и последовательность частей суток, дней недели; активизировать словарь по теме;

- закрепить знания прямого и обратного счета в пределах 10;

- формировать доброжелательное и равноправное отношение между сверстниками;

Оборудование:

часы настенные, наручные, песочные, будильник, секундомер, циферблат с подвижными стрелками; карточки с цифрами от 1 до 12; модель солнечных часов, фонарик электрический, модель водяных часов, парафиновая свеча.

Активизация словаря:

время, будильник, водяные часы (клепсидра, песочные, механические, электронные, наручные часы и др.

Методические приемы:

1. Художественное слово.

2. Игра «Назови соседей» (дни недели)

3. Подвижная игра «Ходят стрелочки по кругу»

4. Познавательный рассказ воспитателя о часах.

5. Опыт с водяными часами.

6. Демонстрация принципа действия солнечных часов.

7. Чтение стихотворения о часах

8. Итог занятия.

Ход занятия:

Воспитатель входит в группу и предлагает детям встать в круг и взяться за руки:

Воспитатель: «Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ты мой друг и я твой друг. Дружат все друзья вокруг.

Воспитатель: Ребята, а давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Ивановна, а теперь вы, не отпуская рук, по очереди говорите: «Здравствуйте, меня зовут…» и называйте свое имя и фамилию. (У каждого ребенка на груди висит бейдж, с обозначением имени)

Воспитатель: - Дети, отгадайте загадку:

-Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу - когда спать, когда вставать, когда работу начинать.

- Что это?

Дети отвечают: часы

Воспитатель:- Молодцы. А вот еще одна:

-Мы день не спим, мы ночь не спим, И день и ночь стучим, стучим.

Дети: тоже часы.

Воспитатель: - А теперь давайте присядем и подумаем, зачем людям нужны часы, для чего их придумали? (ответы детей)

Воспитатель: - А как вы думаете, что такое часы? (ответы детей)

- «Часы это прибор для измерения времени»

Воспитатель: - А для чего нужно измерять время?

Дети: Что бы во время ложиться спать, во время вставать, во время кушать, во время приходить на работу, в детский сад; узнать, когда приходит Новый год и др.

А что такое время? Как вы думаете, когда появилось время? (ответы детей)

Воспитатель: - Время было всегда. Не было нас, людей, а время было и бежало вперед. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя» Что вы слышите в этом слове? Повторите его (дети повторяют)

Воспитатель: - В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется.

Воспитатель: - Время не возвращается, а идет только вперед.

Воспитатель: - Ребята, люди всегда хотели как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на предмет, который все знают - часы.

Воспитатель: - Давайте их рассмотрим. (Показывает циферблат со стрелками) Что мы видим: круг с числами по кругу, который называется как? Циферблат; и двумя или тремя стрелками. Но, часы, такими как сейчас были не всегда. Сейчас я расскажу вам, как появились часы.

-Первыми часами. Которые придумали люди две-три тысячи лет назад, были солнечные. У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая палка, воткнутая в землю, на которую светит солнце, и которая отбрасывает тень. Если тень от палки короткая, значит солнце в самом верху, и день в самом разгаре. Чем ниже солнце, тем длиннее тень. И значит сейчас утро или вечер.

(Воспитатель демонстрирует квадратик картона с воткнутым в средине карандашом. Роль солнца исполняет фонарик)

Такие часы показывают время только в солнечную погоду. А как быть ночью и в пасмурные дни?

- Люди придумали водяные часы (клипсидры, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Чтобы такие часы показывали время, надо постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!» Хотите, я покажу, как можно самим сделать водяные часы.

(Воспитатель демонстрирует изготовленные заранее водяные часы из пластиковой бутылки. А потом демонстрирует процесс изготовления водяных часов с помощью детей. Затем наливается вода, уровень вылитой воды отмечается маркером.)

- «Течет время» и в песочных часах. Вернее не время течет, а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит, прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается.

Такими часами измеряют не время суток, а отрезки времени. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках, научные работники в лабораториях. По этим часам больные получают лечебные процедуры.

(дети рассматривают песочные часы)

Воспитатель: - Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка до низу разрисована, как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и часов. Потому что каждую свечу делили на 24 части. Выходит. Время не только течет, но еще и сгорает.

(Можно зажечь свечку с нанесенными насечками и показать, как тает время)

Воспитатель: - Сейчас люди очень редко пользуются водяными, песочными, огненными часами. В настоящее время используются часы - циферблатные механические, потому что они удобнее. Какие вы знаете формы механических часов? Назовите их.

(настенные, напольные, настольные, наручные, часы-медальоны, карманные и др.)

Воспитатель: - А вот послушайте стихотворение о часах (читает стихи)

А как называются часы, которые будят нас по утрам? (Будильник) А как вы думаете, какими были первые будильники? (Крик петуха)

Воспитатель: А теперь давайте поиграем.

Игра «Ходят стрелочки по кругу»

На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит стихотворные строки:

Мы часы, наш точен ход,

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(Дети ходят по кругу, взявшись за руки и садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой после окончания слов.)

Воспитатель: называет время - Пять часов.

Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12.

Воспитатель - Молодцы, вы хорошо умеете определять время по часам.

А теперь скажите, сколько часов в сутках, из каких частей состоят сутки? С чего начинается день?

Дети отвечают (4: утро, день, вечер, ночь)

Воспитатель - Да. Так происходит смена частей суток, недели, месяцев и года.

Давайте поиграем в игру «Назови соседей». Я буду называть день недели, а вы его соседей. Например, понедельник, его соседи: воскресенье и вторник; (проигрывается 7 раз)

Воспитатель: А напомните мне, с чего начинается утро. (Дети: с умывания, с завтрака, с зарядки)

Воспитатель: Давайте мы с вами сделаем зарядку. (Включается музыка идет физкультминутка 2 мин)

Воспитатель: А вы умеете считать до 10 (Дети считают в парах, называя цифры по очереди, первый говорит «1», второй «2» и т. д.) А обратно от 10 до 1? (Дети считают в парах, называя цифры по очереди, первый говорит «10», второй «9» и т. д.

Воспитатель: А теперь давайте присядем за столы. - На столах лежат цветные карандаши, мелки, фломастеры. Бумага. И нарисуем часы – кто какие захочет.

Дети рисуют.

Воспитатель: - сегодня вы узнали много нового. Поделились своими знаниями, поиграли, нарисовали отличные рисунки.

Публикации по теме:

Конспект открытой НОД по математике в подготовительной группе «Знакомство с часами» Конспект НОД по математике в подготовительной группе: «Знакомство с часами». Цель: создание условий для формировании представлений о часах.

Конспект занятия по математике «Знакомство с часами» в подготовительной группе Конспект занятия по математике. Тема:«Знакомство с часами». В подготовительной группе. Цель: обобщить и закрепить знания детей о времени:.

Конспект занятия «Знакомство с календарем» в подготовительной группе Конспект занятия по НОД. Тема: «Знакомство с календарем». В подготовительной группе. Задачи: 1. Учить самостоятельно придумывать арифметические.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Знакомство с часами». Конспект занятия в подготовительной группе
Опубликовано: 12 января 2025 в 18:13
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Знакомство с часами». Конспект занятия в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Гусейнова Олеся (УИ 3435293) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД