Гусейнова Олеся
«Знакомство с часами». Конспект занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста, ознакомление с часами и их назначением.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения часов, и их разновидностями; - вызвать интерес к понятию «время»;
- воспитывать интерес к разным часам.
- закрепить знания по ориентировке во времени по часам, счет в пределах второго десятка, названия и последовательность частей суток, дней недели; активизировать словарь по теме;
- закрепить знания прямого и обратного счета в пределах 10;
- формировать доброжелательное и равноправное отношение между сверстниками;
Оборудование:
часы настенные, наручные, песочные, будильник, секундомер, циферблат с подвижными стрелками; карточки с цифрами от 1 до 12; модель солнечных часов, фонарик электрический, модель водяных часов, парафиновая свеча.
Активизация словаря:
время, будильник, водяные часы (клепсидра, песочные, механические, электронные, наручные часы и др.
Методические приемы:
1. Художественное слово.
2. Игра «Назови соседей» (дни недели)
3. Подвижная игра «Ходят стрелочки по кругу»
4. Познавательный рассказ воспитателя о часах.
5. Опыт с водяными часами.
6. Демонстрация принципа действия солнечных часов.
7. Чтение стихотворения о часах
8. Итог занятия.
Ход занятия:
Воспитатель входит в группу и предлагает детям встать в круг и взяться за руки:
Воспитатель: «Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ты мой друг и я твой друг. Дружат все друзья вокруг.
Воспитатель: Ребята, а давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Ивановна, а теперь вы, не отпуская рук, по очереди говорите: «Здравствуйте, меня зовут…» и называйте свое имя и фамилию. (У каждого ребенка на груди висит бейдж, с обозначением имени)
Воспитатель: - Дети, отгадайте загадку:
-Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу - когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
- Что это?
Дети отвечают: часы
Воспитатель:- Молодцы. А вот еще одна:
-Мы день не спим, мы ночь не спим, И день и ночь стучим, стучим.
Дети: тоже часы.
Воспитатель: - А теперь давайте присядем и подумаем, зачем людям нужны часы, для чего их придумали? (ответы детей)
Воспитатель: - А как вы думаете, что такое часы? (ответы детей)
- «Часы это прибор для измерения времени»
Воспитатель: - А для чего нужно измерять время?
Дети: Что бы во время ложиться спать, во время вставать, во время кушать, во время приходить на работу, в детский сад; узнать, когда приходит Новый год и др.
А что такое время? Как вы думаете, когда появилось время? (ответы детей)
Воспитатель: - Время было всегда. Не было нас, людей, а время было и бежало вперед. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя» Что вы слышите в этом слове? Повторите его (дети повторяют)
Воспитатель: - В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется.
Воспитатель: - Время не возвращается, а идет только вперед.
Воспитатель: - Ребята, люди всегда хотели как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на предмет, который все знают - часы.
Воспитатель: - Давайте их рассмотрим. (Показывает циферблат со стрелками) Что мы видим: круг с числами по кругу, который называется как? Циферблат; и двумя или тремя стрелками. Но, часы, такими как сейчас были не всегда. Сейчас я расскажу вам, как появились часы.
-Первыми часами. Которые придумали люди две-три тысячи лет назад, были солнечные. У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая палка, воткнутая в землю, на которую светит солнце, и которая отбрасывает тень. Если тень от палки короткая, значит солнце в самом верху, и день в самом разгаре. Чем ниже солнце, тем длиннее тень. И значит сейчас утро или вечер.
(Воспитатель демонстрирует квадратик картона с воткнутым в средине карандашом. Роль солнца исполняет фонарик)
Такие часы показывают время только в солнечную погоду. А как быть ночью и в пасмурные дни?
- Люди придумали водяные часы (клипсидры, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Чтобы такие часы показывали время, надо постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!» Хотите, я покажу, как можно самим сделать водяные часы.
(Воспитатель демонстрирует изготовленные заранее водяные часы из пластиковой бутылки. А потом демонстрирует процесс изготовления водяных часов с помощью детей. Затем наливается вода, уровень вылитой воды отмечается маркером.)
- «Течет время» и в песочных часах. Вернее не время течет, а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит, прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается.
Такими часами измеряют не время суток, а отрезки времени. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках, научные работники в лабораториях. По этим часам больные получают лечебные процедуры.
(дети рассматривают песочные часы)
Воспитатель: - Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка до низу разрисована, как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и часов. Потому что каждую свечу делили на 24 части. Выходит. Время не только течет, но еще и сгорает.
(Можно зажечь свечку с нанесенными насечками и показать, как тает время)
Воспитатель: - Сейчас люди очень редко пользуются водяными, песочными, огненными часами. В настоящее время используются часы - циферблатные механические, потому что они удобнее. Какие вы знаете формы механических часов? Назовите их.
(настенные, напольные, настольные, наручные, часы-медальоны, карманные и др.)
Воспитатель: - А вот послушайте стихотворение о часах (читает стихи)
А как называются часы, которые будят нас по утрам? (Будильник) А как вы думаете, какими были первые будильники? (Крик петуха)
Воспитатель: А теперь давайте поиграем.
Игра «Ходят стрелочки по кругу»
На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит стихотворные строки:
Мы часы, наш точен ход,
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(Дети ходят по кругу, взявшись за руки и садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой после окончания слов.)
Воспитатель: называет время - Пять часов.
Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12.
Воспитатель - Молодцы, вы хорошо умеете определять время по часам.
А теперь скажите, сколько часов в сутках, из каких частей состоят сутки? С чего начинается день?
Дети отвечают (4: утро, день, вечер, ночь)
Воспитатель - Да. Так происходит смена частей суток, недели, месяцев и года.
Давайте поиграем в игру «Назови соседей». Я буду называть день недели, а вы его соседей. Например, понедельник, его соседи: воскресенье и вторник; (проигрывается 7 раз)
Воспитатель: А напомните мне, с чего начинается утро. (Дети: с умывания, с завтрака, с зарядки)
Воспитатель: Давайте мы с вами сделаем зарядку. (Включается музыка идет физкультминутка 2 мин)
Воспитатель: А вы умеете считать до 10 (Дети считают в парах, называя цифры по очереди, первый говорит «1», второй «2» и т. д.) А обратно от 10 до 1? (Дети считают в парах, называя цифры по очереди, первый говорит «10», второй «9» и т. д.
Воспитатель: А теперь давайте присядем за столы. - На столах лежат цветные карандаши, мелки, фломастеры. Бумага. И нарисуем часы – кто какие захочет.
Дети рисуют.
Воспитатель: - сегодня вы узнали много нового. Поделились своими знаниями, поиграли, нарисовали отличные рисунки.