Оксана Давыдова
Способы развития детской инициативы и самостоятельности в культурных практиках дошкольного детства
▼ Скачать + Заказать документы
Способы развития детской инициативы и самостоятельности
в культурных практиках дошкольного детства
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, к первой его ступени – к дошкольному образованию. Но проблема состоит не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, нестандартном мышлении, формировании целостной картины мира дошкольника через интеграцию различных видов деятельности.
Публикация «Способы развития детской инициативы и самостоятельности в культурных практиках дошкольного детства» размещена в разделах
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного воспитания приоритетным направлением является воспитание людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть именно творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. В развитии, образовании и воспитании детей дошкольного возраста важную роль в становлении творческой личности играют культурные практики.
Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни.
Среди культурных практик можно выделить следующие: манипуляция с предметами, фантазирование, творческая деятельность, продуктивные виды деятельности, коллекционирование, экспериментирование, игра, поисково-исследовательская деятельность. Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка с взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях.
Зачем нужны культурные практики?
Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. В культурных практиках разные виды детской деятельности легко, естественно и быстро интегрируются детьми, легко сменяют друг друга. Дети действуют индивидуально или в коллективе с другими детьми. Они могут объединяться в малые или большие группы по интересам. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Самостоятельность ребенка дошкольного возраста неразрывно связана с проявлением его инициативы. Важность такого подхода подчеркивают следующие целевые ориентиры согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
У педагога, реализующего основную общеобразовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Среди таких компетенций выделяются следующие:
- организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности;
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности;
- вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий.
Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок – это свободная личность. Он имеет право выражать себя соответственно только его пониманию и теми способами, которые он считает подходящими. Авторитарный стиль педагогики, который долгое время «царствовал» в нашей стране, не позволял развивать инициативу и самостоятельность ребенка дошкольного возраста. Поменять мышление необходимо, прежде всего, педагогу.
Что такое инициатива и самостоятельность? Как помочь детям развить эти ценные качества с помощью культурных практик? Что может учитывать педагог в организации культурных практик в детском саду?
Под «инициативой» мы понимаем внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящую роль в каком-либо действии [2]. Инициативность характеризует себя как черту детской личности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям.
Для эффективной организации и поддержки разнообразной деятельности детей в детском саду можно рекомендовать следующие подходы:
• наблюдать за деятельностью детей: что им интересно, чем они предпочитают заниматься в свободное время – вид и форма организации деятельности, ее содержание и т. д. ;
• знать особенности, возможности и развивающий потенциал разных видов деятельности;
• поддерживать самостоятельную детскую деятельность через организацию развивающей среды группы;
• рационально использовать время в режиме дня для организованной и свободной деятельности детей.
Все культурные практики представляют собой элемент детского творчества. В процессе творческой деятельности изменяется и сам ребенок – формы и способы его мышления, личностные качества, - сам ребенок становится творческой личностью.
В творчестве, как основном показателе результативности культурных практик, проявляется новизна. Это может быть оригинальный рисунок, поделка, конструкция, правила игры, свойство предмета в ходе экспериментирования. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало в жизни ребенка. В процессе создания нового проявляется инициативность ребенка. В инициативности просматривается самостоятельность в выборе материалов, правил для игры, собственное мнение и выводы.
Именно творчество связано с проявлением детской инициативы и самостоятельности в большей степени. Все виды детской деятельности, направленные на развитие творческих способностей предполагают развитие у ребенка определенной доли самостоятельности, инициативы, а также произвольности. Произвольность представляет собой умение ребенка ставить цель и добиваться ее. Самостоятельность - это не только выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определения собственной задачи и способов ее решения, но и свободой поведения.
Самостоятельность позволяет ребенку использовать обнаруженные в ходе игровой или экспериментальной деятельности различные свойства объектов, побуждая к дальнейшему их изучению. В продуктивной деятельности, например, такими объектами для самостоятельного экспериментирования являются, материалы: конструкторы, бумага, природный материал, игровые модули. Эти предметы обладают разными свойствами: цветом, размером, фактурой, функциональностью, структурой. Постичь все особенности предметов ребенок может именно в самостоятельной деятельности, проявив инициативу.
Экспериментальная деятельность, которая напрямую связана с проявлением самостоятельности и инициативы, позволяет ребенку проявлять интеллектуальную активность, которая связана со стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт своей деятельности. Проявление самостоятельности поощряет ребенка не только выявлять различные способы использования того или иного материала, но и найти новые свойства предметов, открыть их взаимосвязь в интеграции с другими видами деятельности.
Культурные практики позволяют дошкольнику самостоятельно применять уже имеющиеся знания.
Немаловажно то, что ребенок в ходе проектной деятельности может приобретать и вид культурной практики, которые направлены у него на развитие у него универсальных культурных способов действий, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни. Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая деятельность. Она позволяет создать событийно организованное пространство образовательной деятельности взрослых и детей. Для развития инициативы и самостоятельности важно создавать ситуацию личного выбора вида игры, партнеров по игре, игрового пространства, атрибутов и даже правил. Игра как культурная практика развивает ребенка и приобщает его к духу игровой культуры с ее специфическими чертами: свободным выбором и необязательностью, внутренней целью, заключающейся в самом процессе деятельности.
Где в образовательно пространстве детского сада можно использовать культурные практики?
- досуговые мероприятия;
- разнообразные ситуации общения, в которых ребенок может свободно высказываться, выражать свое мнение, придумывать сказки, истории, стихи;
- коллективная и индивидуальная трудовая деятельность. Самостоятельная помощь в уборке игрушек, материалов для занятий, собирании листьев на участке, посадка лука;
- музыкальная и театральная деятельность. Выражение ребенком собственных эмоций, желание сыграть роль по желанию, по определенной сказке или рассказу, создание костюмов, придумывание эскизов по индивидуальному видению – все это способствует не только обогащению эмоционального фона ребенка, но и самовыражению.
- режимные моменты. Дети могут самостоятельно готовить материалы к занятиям, выбирать книги для совместного с воспитателем чтения, рассматривания иллюстраций, изготовления поделок;
- проведение занятий. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. Дети решают, на каком виде транспорта им поехать. Воспитатель на занятии создает атмосферу свободы выбора, творческого обмена и сотрудничества. Для этого можно использовать следующие фразы и предложения:
«Ребята, приглашаю вас в путешествие. Кто хочет поехать со мной?»
«Посмотрите, какая у меня секретная коробочка. Отгадайте, что в ней находится? А поможет вам загадка».
«Ребята, Лунтик пригласил нас в гости. Что мы можем ему подарить?»
«Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга необычным способом!»
«Ребята, я сейчас раздам вам веселые колпачки, давайте их оденем и поприветствуем друг друга вот так…»
Такие приемы помогают стабилизировать эмоциональное состояние детей, дает выбор и организует на проведение образовательной деятельности.
Для организации свободной сюжетно-ролевой и подвижной игры можно использовать различные виды деятельности детей в микрогруппах по два-три человека. Такая форма работы с детьми может быть создана по интересам, способностям, то есть по замыслу детей. Разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми творчества и самостоятельности в разных видах деятельности можно организовывать в первой и во второй половине дня.
Практика показывает, что невозможно использовать только один вид культурной практики. Целесообразно интегрировать элементы различных культурных практик для достижения наибольшего эффекта.
Главным результатом педагогической деятельности является создание ситуации успеха – создание обстановки, располагающей дошкольника к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на максимальное развитие ребенка.
Список литературы:
1. Давидчук А. Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей: Методическое пособие. -М. :Мозаика-Синтез, 2000.
2. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 264с.
3. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. пособие для студ. Учрежд. высш. проф. Образования М. : Издательский центр «Академия», 20013. – 208с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96с.
Модели организованной деятельности с учетом полоролевых особенностей
поисковая творческо-игровая коммуникативная
логика построения модели в совместной деятельности с детьми
1. Процесс открытия собственного образа «Я» (новое знание): «Я – мальчик/девочка» 1. Постановка проблемной ситуации: «мальчик обидел девочку», «мальчик-грубиян», «девочка –не пускает в игру» 1. Упражнения, направленные на развитие полового самосознания: «Я – девочка и поэтому…», «Я люблю играть с мальчиками, потому что…», «Мальчики должны уметь…», «Если бы я был девочкой, то…»
2. Совместный поиск новых способов познания путем оценки и анализа: «Какой/какая я?», «Каким мальчиком/какой девочкой я хочу быть?», «как сделать себя таким?», «Кто мне в этом может помочь?» 2. Обсуждение проблемной ситуации «Что вы об этом думаете?», «Как вы предлагаете ее разрешить?», 2. Упражнения, развивающие навык самоанализа: «Мне грустно, потому что…», «Мне бывает страшно, когда…», «Больше всего я люблю…»
3. Дискуссия вокруг вопросов: Какие качества мне в детях мне нравятся?» 3. Моделирование проблемной ситуации: «Как остановить хулигана?», «драматизация стихотворения, сказки» 3. Упражнения, направленные на развитие целеустремленности: «Когда я вырасту, я….», «Когда я буду мамой/папой, я…», «Мне удалось это сделать, потому что…»
4. Моделирование разрешения проблемной ситуации: «Как подружиться с девочкой?» «Пригласи в игру мальчика». 4. Творческие игры: «Раскрой тайну поступка», «Кто больше задаст вопросов герою, начинающихся с вопросов: зачем? Почему? Что? Как?», создай свой женский или мужской образ, используя различные средства выражения: костюмы, рисунок, сказка и т. д. 4. Упражнения, направленные на развитие активности «Предложи свой выход из ситуации», «Я догадался об этом, потому что…»
5. Анализ: «Что интересного узнали о других детях?», «Трудно ли быть мальчиком/девочкой?»
Дидактические игры с полоролевым подходом
1. Игра «Собери цепочку»
Цель: формировать представления детей о половозрастном развитии человека.
Оборудование: набор карточек с изображением младенца-мальчика, дошкольника, школьника, юноши, мужчины, старика; младенца-девочки, дошкольницы, школьницы, девушки, женщины, старушки.
Детям предлагается выложить в «правильной» последовательности карточки.
2. Игра «Найди правильно»
Цель: формировать представления детей о полоролевых стереотипных видах деятельности человека.
Оборудование: набор карточек с изображением девочки, мальчика и предметов труда (лопата, кирпич, пила, нож, молоток, пяльцы, посуда для сервировки стола, продукты и посуда для приготовления пищи, выкройки одежды и пр.) .
Детям предлагается подобрать предметы труда для мальчика и для девочки.
3. Игра «Исправь ошибку»
Цель: формировать знания о правилах этикетного поведения мальчиков и девочек.
Оборудование: набор сюжетных карточек:
Мальчик в автобусе сидит, девочка стоит.
Девочка в автобусе сидит, мальчик стоит.
Мальчик нюхает цветы, девочка несет ведро с водой для полива.
Девочка нюхает цветы, мальчик несет ведро с водой для полива.
В дверь выходит мальчик, за ним девочка.
В дверь выходит девочка, мальчик ее пропускает.
Мальчик садится за стол, девочка двигает стул, помогая ему сесть.
Девочка садится за стол, мальчик двигает стул, помогая ей сесть.
Детям предлагается найти «правильную» картинку и объяснить свой выбор.
4. Игра «Кто что носит?»
Цель: развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки.
Оборудование: фланелеграф, фигурки мальчика и девочки из картона, предметы одежды и аксессуары (бусы, зонтик, бантик, удочка, галстук и пр.)
Детям предлагается подобрать мальчику и девочке одежду и аксессуары.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№28 «Светлячок» г. Туапсе
Модели организованной деятельности детей дошкольного возраста
в культурных практиках дошкольного детства
Разработчики:
(Давыдова О. Ю. ,Плужникова Е. В. ,
воспитатель