Ольга Медведева
Организация деятельности центра игровой поддержки ребенка для детей от 1 до 2 лет с применением педагогики М. Монтессори
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов, средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.
Публикация «Организация деятельности центра игровой поддержки ребенка для детей от 1 до 2 лет с применением педагогики М, Монтессори» размещена в разделах
В 2013г. на базе МАДОУ был организован Центр игровой поддержки ребенка. ЦИПР является новой формой помощи семье в получении дошкольного образования, когда ребенок в семье включается в единое образовательное пространство детского сада, но при этом находится дома.
Центр игровой поддержки ребенка МАДОУ насчитывает 10 детей в возрасте от 1 до 2 лет. Работает ЦИПР два раза в неделю, длительность одного сеанса – 1 час. В Центр принимаются дети по заявлению родителей (законных представителей, на основе заключенного договора об образовании.
Основными формами работы с ребенком и семьей в нашем Центре игровой поддержки являются индивидуальные и групповые игровые сеансы, консультации, беседы, выставки, семинары.
Чтобы увеличить время воспитательно-образовательной деятельности, и при этом не перевозбудить нервную систему детей, педагогами детского сада были разработаны конспекты комплексных игровых занятий с применением педагогики М. Монтессори. Структура их включает приветствие, упражнения на развитие моторики, дидактические игры, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, развитие движений, художественно-эстетическую деятельность, музыкальное развитие, свободную игру и прощание. Смена деятельности помогает сохранить внимание детей и снимает утомляемость. Все игровые занятия объединены одним сюжетом, что делает переход от одного вида деятельности к другой тематически логичным и незаметным для детей.
Во время игровых сеансов специалисты ЦИПР проводят консультации для родителей по проблемам развития и воспитания детей раннего возраста.
Занятия в группе направлены на педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста, а также развитие эмоциональных отношений между мамой и малышом.
Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка.
На групповых занятиях совместно с мамой мы приобщаем малыша к различным видам продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, двигательной деятельности (подвижным играм, упражнениям, игровому массажу, пальчиковой гимнастике).
Организация занятий с детьми раннего возраста предусматривает игровую форму, широкое использование наглядного материала, двигательных моментов. Поэтому предметно-развивающая среда ЦИПРа включает в себя ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, социального, познавательного и эстетического развития детей.
С 2009 года наш детский сад принимает участие в экспериментальной работе по внедрению принципов Марии Монтессори в образовательный процесс. При организации работы в нашем Центре игровой поддержки мы взяли за основу ее девиз «Помоги мне это сделать самому!». А это значит, что ребенку мы предлагаем ровно столько помощи при освоении окружающего мира, сколько ему необходимо. Это приучает детей делать самостоятельный выбор, ни учатся взаимопомощи, дисциплине, уважению к своей работе и работе других людей.
Дети, посещающие Центр игровой поддержки, находятся в периоде сенсорного развития - одного из самых длительных периодов развития ребенка дошкольного возраста, он начинается с момента рождения и длится примерно до 5-5,5 лет. Поэтому наша задача – помочь ребенку научиться различать такие понятия, как больше-меньше, длинный-короткий, тонкий-толстый, высокий-низкий, а также цвет, форму предметов, играя с дидактическими материалами М. Монтессори.
До трех лет мозг ребенка представляет собой нечто схожее с губкой (Монтессори употребляла термин «впитывающий разум», поэтому ребенок беспрерывно познает окружающую его действительность – он смотрит, слушает, трогает, обоняет и пробует на вкус. В предметно-развивающую среду центра игровой поддержки ребенка наряду с традиционными играми мы включили дидактические материалы М. Монтессори из сенсорной и практической зоны.
С целью развития мелкой моторики в развивающую среду Центра игровой поддержки включены рамки-вкладыши для различения цвета и формы, игры с прищепками, рамки с застежками для развития умения манипулировать с различными видами застежек (пуговицы, молнии, кнопки, липучки, игры на сортировку (фасоль, крупа, письмо на манке, игры с бусинами. Педагоги используют эти дидактические материалы в игровых занятиях, а также предлагают их для самостоятельной работы. Большинство пособий просты и интуитивно понятны, и ребенку не составляет труда самостоятельно разобраться с тем, как работать с ними.
Существенным различием педагогики Монтессори является то, что в отличие от традиционных дидактических игр, которые могут присутствовать в развивающей среде в нескольких экземплярах, материалы М. Монтессори представлены в единственном. Это способствует развитию социальных контактов детей – учит договариваться о совместной работе или о работе по очереди, совместно решать общие проблемы. Дети учатся ждать, наблюдают за работой других детей, учатся находить компромисс. Ребенок умеет планировать собственную деятельность в соответствии с задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.
В педагогике Монтессори используются разные общие занятия, проводимые с детьми группы. В работу Центра игровой поддержки ребенка педагоги включают мини круги, названные так из-за непродолжительного времени. Мы проводим их вначале занятий. Основная цель мини круга – настроить детей на волну взаимного принятия, доброжелательности, поприветствовать друг друга, сказать добрые слова, поддержать тех, кто недавно пришел в группу. В проведение таких кругов мы включаем коммуникативную игру или забавный стишок, поговорку, которые читаем все вместе под музыкальное сопровождение. Мини круги учат детей терпеливо слушать, не перебивать, дожидаться своей очереди.
В конце игрового часа педагоги проводят рефлексивный круг, задача которого дать возможность детям и родителям научиться оценивать свою деятельность, определять и называть свои чувства, которые он испытывал сегодня: радости от того, что научился новому, удовлетворения от того, что помог кому – то, огорчения из-за того, что не все получилось.
Своей главной задачей мы считаем дать детям не как можно больше знаний, а в том, чтобы зажечь в их душах огонь познания, разбудить воображение, чтобы они двигался самостоятельно, а среда и педагоги им помогали. Включение в работу Центра игровой поддержи ребенка Монтессори-материалов дает возможность педагогам и родителям сделать все детские несистематизированные познания, впечатления об окружающем мире упорядоченными и осознанными.