Валерия Корнилова
Способы организации самостоятельной двигательной активности детей на зимнем участке
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка для ребенка- это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различие в силе, скорости, их практической целесообразности. Регулярное пребывание на свежем воздухе в любое время года способствует закаливанию организма. Такие дети бодры, реже болеют простудными заболеваниями.
Публикация «Способы организации самостоятельной двигательной активности детей на зимнем участке» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Оформление детских садов
- Снежные фигуры, постройки из снега. Оформление зимних участков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Активность в движениях - необходимое условие нормального роста и развитие организма дошкольника. Если в теплое время дети много бегают, прыгают, играют с мячом- то, в холодное- активность снижается (одежда, тяжелая обувь, снег) ограничивают движения. Поэтому мы создаем необходимые условия для двигательной активности дошкольников.
Сегодня мы представим опыт работы по организации самостоятельной двигательной активности детей на прогулке.
Украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. Постройки из снега служат не только украшением участка, но и стимулирует движения детей. Сооружаем горки для скатывания, небольшие крепости для метания в цель и лазании, снежные кубы для спрыгивания, фигуры для подлезания, фигуры для закрепления навыков равновесия, фигуры для прыжков, перешагивания, ледяные дорожки
Украшаем участок шарами, снежинками, флажками, разноцветными крышечками, капсулами от киндер сюрпризов, замораживаем цветную воду в формочках; по краям дорожек выкладываем–яркие шнуры и ленты, снежные валы украшаем разноцветными льдинками. На ярком шнуре между деревьев висят разноцветные игрушки, погремушки, колокольчики: ходить осторожно, чтобы они не зазвучали. А если прикрепить к веранде бубен, то с ним тоже можно придумать упражнения, игры. Значительная площадь предоставлена для катания на санках, прокладываем вокруг участка лыжню вдоль всего забора.
На расчищенной от снега центральной площадке делаем цветные дорожки разной конфигурации- извилистые, прямые, замкнутые. Обязательно нужны крупные снежные постройки, лабиринты. Около них можно играть в прятки, перебегать от снеговика к снеговику. Таким образом, дети на прогулке бегают, лазают, съезжают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки)
Способ №2. Внесение оборудования, стимулирующего физкультурно-спортивную деятельность.
-Спортивные игры и игрушки. Для самостоятельной деятельности необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию игр. Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.) Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Необходимо выносить игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, и т. д.) Например: придумайте сами игру «Веселый мяч». Дети придумывают самостоятельно упражнения, кто больше придумает движений, выполняют, потом самостоятельно оценивают себя, или игра «Длинная дорожка» - игроки преодолевают свою дорожку как можно быстрее: пробежать, пропрыгать, проползти. Придумать свой способ преодоления дорожки : боком, спиной вперед, придумать свой вариант: ветром, вихрем, лошадкой, зайчиком. Прыжки из обруча в обруч, сначала по 1 потом в парах, потом увеличить расстояние между обручами. Дети самостоятельно организовывают разные игры : например: самостоятельное катание на санках «Кто дальше уедет», скольжение на ногах до полной остановки по ледяной дорожке, самостоятельно используют ленточку для измерения, скатывание на санках с горки: лежа на спине, на груди, ногами вперед; «На вершине склона» -подняться быстрей на горку; «Санная путаница» колонной бегут то к одним санкам, то к другим, не расцепляясь во время бега, бежать в колонне перешагивая препятствия, игра «Веселый паровозик», «Гонка на санках тройками», гонки вдвоем (сидя спиной друг к другу, сначала дети тянули в разные стороны, потом додумались, как нужно правильно отталкиваться, продвижение на лыжах в паре, с удовольствием катают малышей на санках. А как интересно дети преодолевают препятствия через вал: вперед головой, вперед ногами, перекатыванием туловища, щучкой. Использование таких игр стимулирует детское творчество детей, в дальнейшем дети самостоятельно придумывают варианты движений, сигналов, новые правила.
Большое внимание уделяем организации бессюжетных игр с элементами соревнований, с предметами, играм- забавам, спортивным играм.
Например: игры с бегом «Переложи предмет», «Парный бег», «Мышеловка с бегом», «Эстафеты с бегом». Игры с прыжками: «Загони льдинку», «Не попадись», «Чья команда быстрее доберется до крепости». Игры с лазанием: «Мыши в кладовой», «Ловля обезьян». В бег включаем скольжение по ледяным дорожкам, при ходьбе и беге по снежному валу с увеличением числа ловушек.
Особенный интерес у детей вызывает игровые упражнения «Гонка санок» «Успей первым», «Быстрые упряжки». Проведение таких игр позволяет сделать прогулку интересней в зимнее время, но и использовать ее эффективно для развития движений. К концу зимы дети заметно продвигаются в овладении техникой основных движений, достигают хороших результатов в метании, прыжках, скольжении.
- Внесение нового инвентаря; Новый инвентарь вызывает положительный настрой у детей, вызывает интерес к физическим упражнениям, спортивным играм. Воспитатель в разных местах кладет инвентарь. Н: обруч, недалеко от обруча, пластмассовые шары. Один ребенок увидел, стал метать в обруч (горизонтальная цель, тут сразу увидели еще несколько детей и тоже стали выполнять метание, сразу посчитали, сколько раз попали в цель, у кого больше попаданий. Для создания новизны и поддержания интереса к действиям, для более организованной самостоятельной двигательной деятельности педагоги не только предлагают детям разнообразный физкультурно-игровой материал, но и по-разному группируют пособия, показывают способы их применения. Например, кегли можно использовать для метания, перешагивания, ходьбы между ними, как ориентир в играх-эстафетах; обручи – для прыжков, подлезания, метания, прокатывания друг другу, в качестве «домика» в подвижных играх. Это позволяет избежать однообразия двигательной деятельности детей, повышает их двигательную активность, развивает творчество.
-Внесение нестандартного оборудования. Нестандартное оборудование способствует развитию высокой двигательной активности, развитию воображения, обогащает творческий потенциал ребенка, воспитывает дружеские отношения между детьми, развивает у детей интерес к двигательным действиям с использованием оборудования (пробки, крышки разноцветные, капсулы от киндер сюрпризов, шнуры (можно соединить в круг- будет обруч для метания, перепрыгивания, флажки, султанчики, гантели, мешочки для метания, следочки и т. д).
Способ № 3 Внесение карточек, схем, пиктограмм и картинок, способствующих возникновению и самоорганизации спортивных, подвижных игр и упражнений.
-Это - карточки –схемы, пиктограммы, модели; (для выполнения разных видов упражнений). «Узнай движения». Дети выбирают схему и самостоятельно выполняют упражнения, другие дети отгадывают. Дети самостоятельно обсуждают, договариваются, как по схеме провести метание в горизонтальную или в вертикальную цель и т. д.
.
-Картинки для проведения подвижных игр. Лежат перевернутые картинки с изображением персонажей подвижных игр. Ребенок берет картинку ( Н: изображен волк, он самостоятельно проводит игру «Волк во рву», если попадается картинка с изображением лисы, то играют в игру «Лиса в курятнике», картинка с морозом «Два мороза»- и т. д.)
-Картинки для выполнения основных видов движений; пять карточек, на каждой из которых изображен человек, выполняющий одно из основных движений (ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание); физкультурные пособия: мячи, обручи, постройки: дорожка, снежный вал; дети самостоятельно выполняют основные движения, опираясь на картинку.
- По карточкам- картинкам организовывают спортивные игры :
Элементы спортивной игры – хоккей. Строительство ворот в виде снежных валов или использование выносных воротец, клюшек, шайб, мячей, обручей. Ведение мяча, легкой пластмассовой шайбы клюшкой вокруг обруча, кеглей змейкой. Самостоятельно организуют игру двумя командами.
Биатлон- дети ставят мишени, для попадания в цель, дети снежками (если снег липкий) или используют капсулы от киндер сюрпризов и метают в вертикальную цель. Потом подводят итоги, кто, сколько попал, кто победил.
Лыжные гонки.
Бобслей. Катание с ледяной горки на ледянках (кто дальше всех съедет с горки). В группе «Рябинка» есть две горки, 1- прямая, 2 закругленная- бобслеевская. Из других групп приходят скатиться с этой горки У детей формируются координация движений, выносливость, скоростные качества.
Дети самостоятельно могут организовать подвижные игры, хорошо знакомые, а педагог следит за их ходом, взаимоотношением детей,
Способ №4. Дети старших групп выступают инициаторами двигательной активности и игры младших детей.
Дети самостоятельно с удовольствием проводят с ними такие упражнения: «Паровозик»- движение по лабиринту, перешагивание с кружка на кружок, прыжки из обруча в обруч, старшие дети предлагают даже попинать мяч и забить в ворота. Проводят некоторые подвижные игры «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит», «Вот сидит лохматый пес», катают детей на санках «Кто быстрее доедет до снеговика» и т. д.
В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях, развивается ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Современный педагог в работе должен ориентироваться на стандарты гуманитарной педагогики, способствовать формированию самостоятельности, активности, инициативности детей. Необходимо использовать любую возможность для формирования и проявления этих ценных качеств личности. Ресурсы зимней прогулки, возможные способы работы, мы представили в нашем сообщении.