Елена Терещенкова
Список математических игр для развития пространственной ориентации в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Список математических игр для развития пространственной ориентации в дошкольном возрасте
1. Игры для развития пространственной ориентации в дошкольном возрасте (для возраста 3-4 года) :
название игры: «Ушки на макушке»;
возраст, для которого предназначена игра: 3-4 года;
Публикация «Список математических игр для развития пространственной ориентации в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
цель и задачи игры: закреплять направления пространства в схеме собственного тела; формировать навык сравнения предметов по величине.
- краткий ход игры: педагог в начале занятия раскладывает перед детьми на столе по два предмета разной величины и дает задание:
-Возьми в правую руку яблоко, которое больше. Положи его в правый карман.
-Возьми в левую руку кубик, который меньше. Положи его на левое плечо. И т. д.
название игры: «Волшебная коробочка»;
возраст, для которого предназначена игра: 3-4 года;
цель и задачи игры: уточнять и закреплять значение предлогов В, ИЗ;
краткий ход игры: педагог ставит на стол коробку, и берет любой из разложенных на столе мелких предметов, положив его внутрь. При этом действие поясняется: «Я кладу в коробку ластик». Дети делают аналогичные действия с другими предметами. Затем коробка закрывается, и детям предлагается приоткрыть её, взять любой предмет, опознать его и вынуть. После чего пояснить свои действия: «Я достал из коробки мяч».
название игры: «Широкое – узкое»;
возраст, для которого предназначена игра: 3-4 года;
цель и задачи игры: формировать представление «широкое - узкое»;
краткий ход игры: На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.
2. Игры для развития пространственной ориентации в дошкольном возрасте (для возраста 4-5 лет) :
название игры: «Встань на место»;
возраст, для которого предназначена игра: 4-5 лет;
цель и задачи игры: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за;
- краткий ход игры: Педагог по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.
название игры: «Где фигура»;
возраст, для которого предназначена игра: 4-5 лет;
цель и задачи игры: учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение : посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур;
- краткий ход игры: Педагог объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине, затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Взрослый меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.
3. Игры для развития пространственной ориентации в дошкольном возрасте (для возраста 5-6 лет) :
название игры: «Положи верно»;
возраст, для которого предназначена игра: 5-6 лет;
цель и задачи игры: Учить переносить пространственные отношения между предметами с объема на плоскостное изображение, развивать внимание, подражание;
- краткий ход игры: Педагог садится за маленький стол напротив ребенка, берет два объемных предмета, например куб и шар, дает ребенку плоскостные изображения этих предметов (круг и квадрат) и просит его подложить данные изображения к предметам. Потом предлагает действовать по подражанию («Делай, как я») и ставит шарик на кубик. Ребенок воспроизводит эти отношения плоскостными формами. Если он затрудняется, педагог помогает ему, указывая жестом направление в перемещении форм, и говорит: «Правильно, шарик на кубике. (Показывает на свой образец.) И у тебя также». (Показывает на то, что сделал ребенок.) потом меняет предметы местами, каждый раз фиксируя результат в слове. Таким же образом моделируются отношения и между другими предметами.
название игры: «Угадай, кто за кем»;
возраст, для которого предназначена игра: 5-6 лет;
цель и задачи игры: Формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед»; познакомить со словом «заслонять»;
- краткий ход игры: Игрушки стоят на столе у педагога. Он просит детей посмотреть, что находится на столе, и закрыть глаза. Берет две игрушки, отставляет их немного в сторону и встает так, что заслоняет их собою. Дети открывают глаза и обнаруживают, что двух игрушек нет. «Я не отходила от стола. Куда же делись игрушки?» - говорит педагог. Если кто-то из детей догадается, педагог удивленно говорит: «Ах, я встала и заслонила их». Если же дети не находят, то ищет сам и, обнаружив пропавшие игрушки, объясняет причину их исчезновения. После этого педагог убирает игрушки и приглашает к столу двоих детей: одного – высокого, крупного, другого – маленького. Дети вновь убеждаются в принципе заслоняемости, когда маленький встает за спину большого. Итоги игры педагог обсуждает с детьми, почему Таню не видно за Колей, а Колю за Таней видно: «Больший заслоняет меньшего, а меньший заслонить не может большего».
4. Игры для развития пространственной ориентации в дошкольном возрасте (для возраста 6-8 лет) :
название игры: «Дорога в школу»;
возраст, для которого предназначена игра: 6-8 лет;
цель и задачи игры: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути;
- краткий ход игры: Ребенок вспоминает и рассказывает где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.
название игры: «Автогонки»;
возраст, для которого предназначена игра: 6-8 лет;
цель и задачи игры: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами;
- краткий ход игры: ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок рассматривая их отмечает цвет, размер, звук издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.
название игры: «Волшебный сундучок»;
возраст, для которого предназначена игра: 6-8 лет;
цель и задачи игры: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
- краткий ход игры: ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки «рукава» и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает где они находятся.