Елена Старостина
Специфика социализации детей-сирот
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание производится в рамках социализации
– процесса становления личности, когда она обучается, воспитывается, а подрастающим человеком усваиваются социальные ценности и нормы, общественные установки и образцы поведения, поддерживаемые в обществе.
Что принято считать успешной социальной адаптацией?
Это осуществление последующего образования, устройство на работу, благополучное создание семьи своей семьи, воспитание своих детей.
Публикация «Специфика социализации детей-сирот» размещена в разделах
При отслеживании дальнейшей судьбы выпускников детских домов выявлено, что многие из них не смогли найти своего места в жизни. Большой процент безработицы, частые случаи суицида, не сложившаяся личная жизнь, брошенные дети, которые опять же попадают в детские дома. Многие не сумели создать своей семьи, среди выпускниц детского дома много матерей одиночек, некоторые из которых "поставляют" уже своих детей в детские дома.
Трудовая и бытовая адаптация детей далеко не всегда проходит успешно. Характерны тенденция к частной смене работы, неоправданная неудовлетворённость заработком (неумение его соотносить с затраченным трудом и качеством работы, трудности установления контактов с членами коллектива. Отличаются трудности, возникающие вследствие неумения распорядиться заработной платой, семейным бюджетом, спланировать накопления, рационально вести хозяйство.
Справедливости ради, надо отметить, что данные трудности характерны далеко не только в жизнеопределении выпускников детских домов, но и для большинства выходящих в самостоятельную жизнь детей из рядовых российских семей. И, все же есть разница, которую попытаемся рассмотреть.
У воспитанников детского дома наблюдается более низкий уровень развития самооценки, ее неустойчивость, зависимость от мнения других. Для большинства детей характерна заниженная самооценка, инверсия образа "Я". Отношение к себе у воспитанников по сути повторяет оценку окружающих. У воспитанников детских домов выше уровень агрессивности, тревожности и враждебности. Подростки детского дома характеризуются упрощенным, некритичным отношением к себе, их отличает меньшее приятие себя и неуверенность в себе. Отмечается, что у воспитанников отмечается психологическая усталость. Это, по- видимому, связано с постоянной регламентацией их жизни, с тем, что они практически никогда не остаются одни. Редко могут делать самостоятельный выбор или принимать значимые решения, и не только потому, что не принято считаться с их мнением, но и во многом такого решения они не могут осуществить из-за собственной личностной незрелости (которая тоже вполне объяснима). Эта твердая регламентация поведения значительно ослабляет у воспитанников необходимость в самостоятельной организации своей жизни, работы, распределении времени (и не развивает этих навыков, что приводит к недостаточному развитию эмоционально-волевых качеств и затрудняет их социальную адаптацию после выпуска из детского дома.
Выпускники детских домов сталкиваются с различными проблемами. К ним следует отнести в целом низкий уровень компетентности в бытовых вопросах, перегруженность уже имеющимся отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения, которые сначала демонстрировались в рамках семьи, а затем уже и в рамках детского дома. К тому же, в детских домах действует система сверхопеки, и это блокирует развитие установок на самостоятельность, выживание, формирует тип иждивенца без собственного мнения и желания развиваться.
А что же в семье? Многое из перечисленного, к сожалению, характерно и для вполне традиционной семьи. Но, тем не менее, семья рассматривается повзрослевшим ребенком как тыл, как твёрдая почва под ногами. Там есть сформированная привязанность; в семье есть те, кто тебя любит, беспокоится о тебе и по мере возможностей будет защищать в случае неудач.
К сожалению сегодня высока тенденция к сиротству. Ребенок не может оставаться в собственной семье по тем или иным причинам. В идеале приемная семья не должна ничем отличаться от настоящей семьи ребенка.
Приемные семьи руководствуются различными мотивами. Это и стремление иметь ребенка, если нет своего по каким-либо медицинским причинам; это чувство милосердия к детям, которые остались без поддержки и защиты со стороны родителей. С будущими родителями должны вести активную работу социальные работники.
Социализация ребенка в замещающей, приемной семье напрямую зависит от качества работы как социальных, так и педагогических служб. Выявляются проблемы сопровождения социализации ребенка в приемной семье таковы: отсутствие теоретического осмысления и, соответственно, описания в нашей педагогической науке основных особенностей социализации ребенка в приемных, замещающих семей; нет компетентных специалистов, которые владеют так называемой восстановительной технологией. Не накоплен опыт работы с кровными семьями, оперативной помощи в обретении уже утраченного социального равновесия. Они также не могут разрабатывать грамотную систему работы по предупреждению социального сиротства. Специалисты для организации психологического, социального и педагогического сопровождения приемных семей, а также для координации помощи приемное семье и социальному сироте, такие как врач, психолог, правовед, юрист и педагог существуют в перечне номинально.
В этой ситуации важно изучать опыт стран, которые уже сформировали данный опыт в процесс гораздо более многолетней работы. Например, существуют концепции повышения эффективности и успешности работы с молодыми людьми, выходящими из-под опеки государства, которые построены на принципе «позволить им самим принимать решения и всегда оставлять для них возможность вернуться». Метафора «постоянно открытая дверь» отражает психологическую потребность в наличии «тыла», которого у выпускников детских домов нет. На практике она встречается, прежде всего, в национальных проектах деревни-SOS - молодежные дома (Германия). Проекты включают фазу полу-самостоятельного проживания перед переходом к полностью независимой жизни.
В социальной практике США и европейских стран широко используются программы с привлечением наставников (Mentorings programs). Примером может служить известная программа Big brothers, Big Sisters. Подобные программы имеют стандартизированные процедуры подбора, подготовки, профессионального сопровождения и контроля над деятельностью наставников. Регламентирована нагрузка: на 1 наставника 1подросток. Наставники (mentors) являются добровольцами. Также в социальной практике США и европейских стран существуют стандарты программ независимого проживания Independent living programs, когда молодой человек группы риска проживает самостоятельно, а социальный работник осуществляет его сопровождение и поддержку (Semisupervised apartments).
Реальны ли при существующем положении дел изменения в лучшую сторону? Возможно ли создать условия для формирования настоящей привязанности приемных детей к новым родителям, возникновения настоящего доверия, появится ли твердый тыл в сознании того, чей предыдущий жизненный опыт чаще был негативным?
Однозначно процесс социализации ребенка в приёмной семье нельзя назвать успешным, так как ему могут мешать некоторые иные, не менее важные и влиятельные аспекты жизни. Крайне важно, чтобы ответственность за социализацию и родители, и социальные работники осознавали и разделяли сполна, так как дело образования приёмной семьи для нашего общества новое и не изведанное, во многом поддерживаемо как энтузиазмом, так и высокими душевными качествами тех, кто решился на этот отважный шаг.